Методика написания сочинений и изложений

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель ШМО
гуманитарного цикла

заместитель директора
по УВР

директор школы
________________________

Поплутина Н.М.
Постникова Л.П.
Полковникова С.В. Приказ № 40 от «29»
августа 2025 г.
Протокол №1 от «25»
Протокол №1 от «26»
августа 2025 г.
августа 2025 г.
________________________ ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8646106)
элективного курса «Методика написания сочинений и изложений»
для обучающихся 8 класса

х.Ганчуков 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по подготовке к написанию изложений и
сочинений для 8 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Основной общеобразовательной программой основного
общего образования МБОУ Ганчуковской ООШ на 2025-2026 уч.год.
Составлена на основе методического пособия Т.А.Костяевой «Методика
написания сочинения-рассуждения в 8 классах» (Москва, «Просвещение»,
2015 год).
В соответствии с учебным планом основной общеобразовательной
программы основного общего образования на изучение данного курса
отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Цели: подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому
языку; обеспечение подготовки обучающихся 8-х классов к прохождению
государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Задачи:
 формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации;
 обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной
школе;
 применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
 углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном
виде текста;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
Формы
работы:
1. Работа с текстом (чтение, пересказ)
2. Ответы на вопросы по тексту.
3. Анализ цитат.
4. Монологическое высказывание.
5. Устный ответ-рассуждение по предложенной проблеме
6. Решение тестовых заданий
7. Написание сочинений и изложений
Прослушивание аудиозаписи тексто

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Блок 1. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (12
часов): чтение и пересказ текста с включением в текст предложенной
цитаты, описание картины, составление монологического высказывания,
рассуждение по проблемному вопросу.
Блок 2. Подготовка к изложению (6 часов)
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения
текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Блок 3. Подготовка к сочинению (6 часов)
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения.
Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная
позиция. Подбор аргументов.
2. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление
вступления и концовки сочинения.
3. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и
грамматических ошибок.
4. Корректировка текста.
Блок 4. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (9 ч)
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды
сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)
 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
 Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С,
иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и
отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в
контексте (Задание 8.)
Блок 5. Заполнение бланков. Контроль знаний (1 часа)
1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
 1) представление о русском языке как языке русского народа,
государственном языке Российской Федерации, средстве
межнационального общения, консолидации и единения народов России;
о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека
и общества;
 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, при получении образования, а
также роли русского языка в процессе самообразования;
 3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной
информации);
 владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 владение умениями информационной переработки прочитанного
текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой,
периодическими изданиями;
 способность свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение различными видами аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
 умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, принадлежности к определённой функциональной
разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
 умение воспроизводить в устной и письменной форме
прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста

(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов и
стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо,
расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом
осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с
коммуникативной задачей;
 владение различными видами монолога и диалога; выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом;
 соблюдение в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических норм
современного русского
литературного языка; стилистически корректное использование
лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил
орфографии и пунктуации;
 способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм
речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами
общения в различных жизненных ситуациях общения;
 осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою
речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог и диалог; ситуация речевого общения; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста

с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
Метапредметные:
1. I) владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения;
 владение разными видами чтения;
 способность извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск
информации, её анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования, с
помощью технических средств и информационных
технологий;
 способность определять цели предстоящей учебной
деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом;
 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и
др.);


3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Личностные:


1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Подготовка к итоговому собеседованию
по русскому языку

12

2

Подготовка к изложению

6

3

Подготовка к сочинению

6

4

Подготовка к выполнению заданий с
кратким ответом

9

5

Заполнение бланков. Контроль знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Знакомство со структурой
экзаменационных работ (устное
собеседование и письменная часть).

1

2

Чтение и пересказ предложенных
текстов

1

3

Чтение и пересказ предложенных
текстов

1

4

Работа с цитатой. Рассуждение по
предложенной цитате

1

5

Работа с цитатой. Рассуждение по
предложенной цитате

1

6

Включение цитаты в текст. Связь
текста и цитаты

1

7

Включение цитаты в текст. Связь
текста и цитаты

1

8

Описание картины

1

9

Составление монологического
высказывания

1

10

Составление монологического
высказывания

1

11

Составление текста – рассуждения по

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

предложенному проблемному вопросу
12

Ответы на вопросы по поставленной
теме

1

13

Проведение пробного устного
собеседования

1

14

Текст как единица языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их
установления, формулирования

1

15

Композиция, логическая,
грамматическая структура текста.

1

16

Микротема. Соотношение микротемы
и абзацного строения текста. Абзац

1

17

Главная и второстепенная информация
в тексте. Способы сокращения текста:
грамматические, логические,
синтаксические.

1

18

Прослушивание аудиозаписей.
Восприятие текста на слух.

1

19

Написание изложения.

1

20

Понятие о сочинении-рассуждении.
Критерии оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста.

1

21

Позиция автора. Собственная позиция.
Подбор аргументов.

1

22

Композиция, логическая,
грамматическая структура текста.
Оформление вступления и концовки
сочинения.

1

23

Анализ написанного сочинения.
Классификация речевых и
грамматических ошибок.

1

24

Корректировка текста.

1

25

Написание сочинения по
предложенному тексту

1

26

Предложение. Грамматическая основа
предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения (Задание
2.)

1

27

Выполнение тренировочных
упражнений по заданию 2.

1

28

Словосочетание. Виды связи слов в
словосочетании. (Задание 4.)

1

29

Выполнение тренировочных
упражнений по заданию 4.

1

30

Правописание приставок. Приставки,
оканчивающиеся на З - С, иноязычные
приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ;
Ы, И после приставок Правописание
суффиксов. Суффиксы причастий,
отыменных и отглагольных
прилагательных,наречий. (Задание 5.)

1

31

Выполнение тренировочных
упражнений по заданию 5.

1

32

Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слово в контексте (Задание 8.)

1

33

Выполнение тренировочных
упражнений по заданию 8.

1

34

Заполнение бланков. Контроль знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».