МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
Руководитель ШМО
гуманитарного цикла
заместитель директора
по УВР
директор школы
________________________
Поплутина Н.М.
Постникова Л.П.
Полковникова С.В. Приказ № 40 от «29»
августа 2025 г.
Протокол №1 от «25»
Протокол №1 от «26»
августа 2025 г.
августа 2025 г.
________________________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8646106)
элективного курса «Методика написания сочинений и изложений»
для обучающихся 8 класса
х.Ганчуков 2025-2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по подготовке к написанию изложений и
сочинений для 8 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Основной общеобразовательной программой основного
общего образования МБОУ Ганчуковской ООШ на 2025-2026 уч.год.
Составлена на основе методического пособия Т.А.Костяевой «Методика
написания сочинения-рассуждения в 8 классах» (Москва, «Просвещение»,
2015 год).
В соответствии с учебным планом основной общеобразовательной
программы основного общего образования на изучение данного курса
отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Цели: подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому
языку; обеспечение подготовки обучающихся 8-х классов к прохождению
государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Задачи:
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной
школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном
виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
Формы
работы:
1. Работа с текстом (чтение, пересказ)
2. Ответы на вопросы по тексту.
3. Анализ цитат.
4. Монологическое высказывание.
5. Устный ответ-рассуждение по предложенной проблеме
6. Решение тестовых заданий
7. Написание сочинений и изложений
Прослушивание аудиозаписи тексто
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Блок 1. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (12
часов): чтение и пересказ текста с включением в текст предложенной
цитаты, описание картины, составление монологического высказывания,
рассуждение по проблемному вопросу.
Блок 2. Подготовка к изложению (6 часов)
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения
текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Блок 3. Подготовка к сочинению (6 часов)
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения.
Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная
позиция. Подбор аргументов.
2. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление
вступления и концовки сочинения.
3. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и
грамматических ошибок.
4. Корректировка текста.
Блок 4. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (9 ч)
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды
сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С,
иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и
отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в
контексте (Задание 8.)
Блок 5. Заполнение бланков. Контроль знаний (1 часа)
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа,
государственном языке Российской Федерации, средстве
межнационального общения, консолидации и единения народов России;
о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека
и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, при получении образования, а
также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной
информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного
текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой,
периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение различными видами аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, принадлежности к определённой функциональной
разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме
прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и
стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо,
расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом
осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с
коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических норм
современного русского
литературного языка; стилистически корректное использование
лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил
орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм
речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами
общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою
речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог и диалог; ситуация речевого общения; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста
с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
Метапредметные:
1. I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск
информации, её анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования, с
помощью технических средств и информационных
технологий;
способность определять цели предстоящей учебной
деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и
др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Подготовка к итоговому собеседованию
по русскому языку
12
2
Подготовка к изложению
6
3
Подготовка к сочинению
6
4
Подготовка к выполнению заданий с
кратким ответом
9
5
Заполнение бланков. Контроль знаний
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Знакомство со структурой
экзаменационных работ (устное
собеседование и письменная часть).
1
2
Чтение и пересказ предложенных
текстов
1
3
Чтение и пересказ предложенных
текстов
1
4
Работа с цитатой. Рассуждение по
предложенной цитате
1
5
Работа с цитатой. Рассуждение по
предложенной цитате
1
6
Включение цитаты в текст. Связь
текста и цитаты
1
7
Включение цитаты в текст. Связь
текста и цитаты
1
8
Описание картины
1
9
Составление монологического
высказывания
1
10
Составление монологического
высказывания
1
11
Составление текста – рассуждения по
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
предложенному проблемному вопросу
12
Ответы на вопросы по поставленной
теме
1
13
Проведение пробного устного
собеседования
1
14
Текст как единица языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их
установления, формулирования
1
15
Композиция, логическая,
грамматическая структура текста.
1
16
Микротема. Соотношение микротемы
и абзацного строения текста. Абзац
1
17
Главная и второстепенная информация
в тексте. Способы сокращения текста:
грамматические, логические,
синтаксические.
1
18
Прослушивание аудиозаписей.
Восприятие текста на слух.
1
19
Написание изложения.
1
20
Понятие о сочинении-рассуждении.
Критерии оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста.
1
21
Позиция автора. Собственная позиция.
Подбор аргументов.
1
22
Композиция, логическая,
грамматическая структура текста.
Оформление вступления и концовки
сочинения.
1
23
Анализ написанного сочинения.
Классификация речевых и
грамматических ошибок.
1
24
Корректировка текста.
1
25
Написание сочинения по
предложенному тексту
1
26
Предложение. Грамматическая основа
предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения (Задание
2.)
1
27
Выполнение тренировочных
упражнений по заданию 2.
1
28
Словосочетание. Виды связи слов в
словосочетании. (Задание 4.)
1
29
Выполнение тренировочных
упражнений по заданию 4.
1
30
Правописание приставок. Приставки,
оканчивающиеся на З - С, иноязычные
приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ;
Ы, И после приставок Правописание
суффиксов. Суффиксы причастий,
отыменных и отглагольных
прилагательных,наречий. (Задание 5.)
1
31
Выполнение тренировочных
упражнений по заданию 5.
1
32
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слово в контексте (Задание 8.)
1
33
Выполнение тренировочных
упражнений по заданию 8.
1
34
Заполнение бланков. Контроль знаний
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0