Служба медиации 7 - 9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС,
заместитель директора
по УВР

Директор
________________________

Поплутина Н.М.
Приказ
№37
от «26»
________________________
августа2024 г.
Полковникова С.В.
Протокол №1 от «26»
августа2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5631775)
Служба медиации
для обучающихся 7-9 классов

Х. Ганчуков 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность программы:
Успешность во многом зависит от умения общаться и устанавливать
контакт со сверстниками и взрослыми. Это удается не каждому ребенку или
подростку. Нередко возникают очень сложные конфликтные ситуации.
Успешной коммуникации надо учиться!
Через

дополнительную

программу

можно

решить

задачу

по

формированию коммуникативных навыков и методов бесконфликтного
общения (в условиях введения ФГОС нового поколения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы:
Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е.
адекватных

возможностей,

воздействие

(устойчивости)

воспитательного процесса:

порога
со

реагирования

стороны

всех

на

неблагоприятное

участников

учебно-

сверстников, учителей, родителей в рамках

обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в
оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную
ситуацию, формирование в школе атмосферы добра и справедливости,
предупреждение агрессивного поведения учащихся.
Задачи:




Формирование у учащихся представлений о видах конфликтов и
их функциях;
Обучение навыкам самоанализа, самооценки, самоконтроля и
самореализации;
Формирование культуры общения и поведения;

 Обучение учащихся конструктивным способам выхода из
конфликтных ситуаций;
 Закрепление навыков бесконфликтного общения;
 Формирование дружеских взаимоотношений и необходимых
личностных качеств;
 Овладение навыками эффективного общения;
 Развитие рефлексии собственных поступков;
 Формирование коммуникативных компетенций
Направленность

дополнительной

образовательной

программы

–

социально- педагогическая
Отличительные особенности данной дополнительной программы
заключаются в том, что в ней используются комплексы тренинговых занятий,
направленных на формирование бесконфликтного общения у школьников
разных возрастных категорий.
 1 этап – подготовительный. Информационный блок для субъектов
образовательного пространства, начало обучения подростков
восстановительным технологиям.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Реализация программы рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия проходят один
раз в неделю.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы работы:
1. Анализ взаимоотношений в школе через опросники;
2. Знакомство участников с особенностями восстановительных
технологий в работе с конфликтными ситуациями;
3. Отработка алгоритма ведения примирительной программы и
программы заглаживания вреда в школе;

4. Формирование у подростков навыков конструктивного
взаимодействия, активную жизненную позицию, ценностные
ориентации через участие в тренинговых программах;
5. Создание участников ШСМ;
6. Обучение детей приемам (игры, техники, упражнения) работы
участников по профилактике конфликтного поведения в школьной
среде.
 1 этап – основной.
Обучение подростков групповой работе в тренинге, массовая работа,
индивидуальная работа – супервизия проведенных случаев с подростками и
руководителями ШСМ, работа с педагогическим коллективом школы.
 2 этап – заключительный. Подведение итогов реализации проекта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Служба медиации]]
7 - 9 КЛАСС

Тема
1.Открываю себя.

2.Круг ценностей.

3. «Если у тебя
нет конфликтов,
проверь
свой
пульс»

Содержание
цель
Диагностика
личностных
качеств участников
программы.
Формирование
ценностной
позиции группы,
принятие
ценностей
восстановительного
подхода

Анализ негативных
явлений, связанных
с
нарушением
коммуникации
(конфликты,
стрелки, изгои и
т.д.) в школьном
сообществе

4. Мы – команда Развитие
службы
мотивации
к
медиации!
командной
социальнозначимой
деятельности
в
сфере разрешения
конфликтов

задачи
Формирование
системы
представлений
субъекта о себе.
Знакомство и
установление
доверительной
атмосферы
Определение целей
и задач совместной
работы
Формулирование и
принятие
ценностей группы
Формирование
представления
о
конфликтных
ситуациях в школе.
Осознание
способов
разрешения
конфликтных
ситуаций в школе
Поиск
оптимальных
способов выхода из
конфликта
Формирование
представления
о
деятельности
команды службы
медиации в школе
Развитие навыков
сотрудничества в
команде

Упражнения
1. Диагностика
Кеттела, Лири,
Басса-Дарки. и
др.
1. Знакомство.
2. Упр.
«Коммуникативн
ая карусель»
3. Упр. «Либолибо»
4. «Круг
сообщества (круг
ценностей)»
1. Дискуссия «Что
такое
конфликтная
ситуация?»
2. Упр.
«Пишем
синквейны»
3. Дискуссия «Как
разрешаются
конфликтные
ситуации
в
школе?»
4. Упр. «Лиса и
журавль»
5. Метафора
«Небеса и ад»
1. Круг сообщества
(круг
поддержки).
2. Упр.
«Единый
организм»
3. Просмотр
фильма
«Школьная
служба
медиации»,
обсуждение

4. Мини-лекция
«Восстановитель
ная программа»
5.Дружба

Формирование
коллектива
«трудных»
конфликтных
классов

Разработка
классных часов для
учеников
начальной школы
Проведение
классных часов в
классах, где особо
остро стоит вопрос
сплоченности
6.
«Позиция Формирование
Принятие
медиатора»
позиции медиатора ценностей
службы
восстановительного
примирения
подхода.
Актуализация
значимости
эмоциональной
регуляции
и
саморегуляции.
Формирование
безоценочного
отношения
к
другой личности

7.
Формирование
Коммуникативные коммуникативных
навыки медиатора навыков ведущего

Формирование
навыков
установления
контакта
с
собеседником
Овладение
коммуникативными
техниками
Осознание
особенностей
взаимодействия с
нарушителем.

Творческая мастерская
по подбору материала,
составление
презентаций
и
сценария
классных
часов

1. Мозговой штурм
2. «Каким должен
быть медиатор?»
3. Упр. «Улитка»
4. Упр. «Эмоции в
конфликте»
5. Медиапрограмма
«Лиля
и
Наташа» по х/ф
«Лиля forever»
6. Проектная
мастерская «Наш
этический
кодекс»
1. Мозговой штурм
«Умения
медиатора»
2. Проектная
мастерская
«Вступительная
речь медиатора»
3. Упр.
«Коммуникативн
ая карусель»
4. Мини-лекция
«Техники
активного
слушания»
5. Упр.
«Гимнастика
ума»
6. Упр.
«Отражение
чувств»

8.
Специальные Формирование
умения медиатора навыков медиатора

Формирование
умения
ведения
предварительной
встречи
Осознание
особенностей
взаимодействия с
пострадавшим и с
нарушителем

1. Упр.
«Коммуникативн
ая карусель»
2. Мозговой штурм
«Как построить
предварительну
ю встречу?»
3. Ролевая
игра
«Предварительна
я
встреча
с
обидчиком»
4. Мозговой штурм
«Шпаргалка
вопросов»
5. Ролевая
игра
«Предварительна
я
встреча
с
пострадавшим»

9.
Специальные
навыки медиатора

Формирование
навыка
организации
диалога.

1. Упражнение
«Форватер»
2. Мозговой штурм
«Как
организовать
диалог
других
людей?»
3. Ролевая
игра
«Примирительна
я встреча»
1. Упр. «Футбол»
2. Проектные
мастерские.
3. «Наши
цели,
планы,
направления»
4. Упр. «Таблица
самооценки»
5.

10.Взгляд
будущее

11.
Заключительное
занятие

в Проектирование
деятельности
команды службы
примирения

Рефлексия
участников.

Формирование
активной
жизненной позиции
Разработка
направлений
деятельности
службы,
ее
структуры
Подведение итогов
программы
Обмен мнениями, По
впечатлениями от участников
года работы

желанию

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
программы школьной медиации
 Создаётся безопасная среда для учащихся, благоприятная для их
становления и развития, позволяющая избежать конфликта
поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном
процессе.
 Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения
обучающихся, формирование толерантности в современном
образовательном пространстве и повышение психологической
культуры личности сторон образовательного процесса.
 Развитие гармоничных взаимоотношений между участниками
образовательного процесса.
 Взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на принципах
добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу.
 Формируется умение предупреждать конфликты или разрешить их
мирным путём.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов

0

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов

0

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

"Открываю себя"

1

2

"Круг ценностей"

3

3

«Если у тебя нет конфликтов, проверь свой
пульс»

3

4

"Мы – команда службы медиации!"

6

5

"Дружба"

5

6

«Позиция медиатора»

3

7

"Коммуникативные навыки 3
медиатора"

3

8

"Специальные умения медиатора"

3

9

"Специальные навыки медиатора"

3

10

"Взгляд в будущее"

3

11

"Заключительное занятие"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

"Открываю себя"

1

2

"Круг ценностей."

3

3

"Если у тебя нет конфликтов, проверь свой
пульс"

3

4

"Мы - команда службы медиации"

6

5

"Дружба"

5

6

"Позиция медиатора"

3

7

"Коммуникативные навыки 3 медиатора"

3

8

"Специальные навыки медиатора"

3

9

"Специальные навыки медиатора"

3

10

"Взгляд в будущее"

3

11

"Заключительное занятие"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

"Открываю себя"

1

2

"Круг ценностей"

3

3

"Если у тебя нет конфликтов, проверь свой
пульс"

3

4

"Мы - команда службы медиации"

6

5

"Дружба"

5

6

"Позиция медиатора"

3

7

"Коммуникативные навыки 3 медиатора"

3

8

"Специальные навыки медиатора"

3

9

"Специальные навыки медиатора"

3

10

"Взгляд в будущее"

3

11

"Заключительное занятие"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

7 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

"Открываю себя" Диагностика Кеттела, Лири, Басса-Дарки. и др.

1

2

Круг ценностей. Знакомство. Упр. «Коммуникативная карусель», Упр. «Либо-либо», «Круг
сообщества (круг ценностей)»

3

3

«Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс» Дискуссия «Что такое конфликтная
ситуация?» Упр. «Пишем синквейны» Дискуссия «Как разрешаются конфликтные
ситуации в школе?» Упр. «Лиса и журавль» Метафора «Небеса и ад»

3

4

Мы – команда службы медиации! Круг сообщества (круг поддержки). Упр. «Единый
организм» Просмотр фильма «Школьная служба медиации», обсуждение Мини-лекция
«Восстановительная программа»

6

5

Дружба. Творческая мастерская по подбору материала, составление презентаций и
сценария.

5

6

«Позиция медиатора» Мозговой штурм «Каким должен быть медиатор?» Упр. «Улитка»
Упр. «Эмоции в конфликте» Медиа-программа «Лиля и Наташа» по х/ф «Лиля forever»
Проектная мастерская «Наш этический кодекс»

3

7

Коммуникативные навыки медиатора. Мозговой штурм «Умения медиатора» Проектная
мастерская «Вступительная речь медиатора» Упр. «Коммуникативная карусель» Минилекция «Техники активного слушания» Упр. «Гимнастика ума» Упр. «Отражение чувств»

3

8

Специальные умения медиатора. Упр. «Коммуникативная карусель» Мозговой штурм «Как
построить предварительную встречу?» Ролевая игра «Предварительная встреча с
обидчиком» Мозговой штурм «Шпаргалка вопросов» Ролевая игра «Предварительная
встреча с пострадавшим»

3

9

Специальные навыки медиатора. Упражнение «Форватер» Мозговой штурм «Как
организовать диалог других людей?» Ролевая игра «Примирительная встреча»

3

10

Взгляд в будущее. Упр. «Футбол» Проектные мастерские. «Наши цели, планы,

3

направления» Упр. «Таблица самооценки»
11

Заключительное занятие. Обмен мнениями, по желанию участников

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34

8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Открываю себя. Диагностика Кеттела, Лири, Басса-Дарки. и др.

1

2

Круг ценностей. Знакомство. Упр. «Коммуникативная карусель» Упр. «Либо-либо» «Круг
сообщества (круг ценностей)

3

3

«Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс» Дискуссия «Что такое конфликтная
ситуация?» Упр. «Пишем синквейны» Дискуссия «Как разрешаются конфликтные
ситуации в школе?» Упр. «Лиса и журавль» Метафора «Небеса и ад»

3

4

Мы – команда службы медиации! Круг сообщества (круг поддержки). Упр. «Единый
организм» Просмотр фильма «Школьная служба медиации», обсуждение Мини-лекция
«Восстановительная программа.

6

5

Дружба. Творческая мастерская по подбору материала, составление презентаций и
сценария.

5

6

«Позиция медиатора» Мозговой штурм «Каким должен быть медиатор?» Упр. «Улитка»
Упр. «Эмоции в конфликте» Медиа-программа «Лиля и Наташа» по х/ф «Лиля forever»
Проектная мастерская «Наш этический кодекс»

3

7

Коммуникативные навыки медиатора. Мозговой штурм «Умения медиатора» Проектная
мастерская «Вступительная речь медиатора» Упр. «Коммуникативная карусель» Минилекция «Техники активного слушания» Упр. «Гимнастика ума» Упр. «Отражение чувств»

3

8

Специальные умения медиатора. Упр. «Коммуникативная карусель» Мозговой штурм «Как
построить предварительную встречу?» Ролевая игра «Предварительная встреча с
обидчиком» Мозговой штурм «Шпаргалка вопросов» Ролевая игра «Предварительная
встреча с пострадавшим»

3

9

Специальные навыки медиатора. Упражнение «Форватер» Мозговой штурм «Как
организовать диалог других людей?» Ролевая игра «Примирительная встреча»

3

10

Взгляд в будущее. Упр. «Футбол» Проектные мастерские. «Наши цели, планы,

3

направления» Упр. «Таблица самооценки»
11

Заключительное занятие. Обмен мнениями, по желанию.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34

9 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Открываю себя. Диагностика Кеттела, Лири, Басса-Дарки. и др.

1

2

Круг ценностей. Знакомство. Упр. «Коммуникативная карусель» Упр. «Либо-либо» «Круг
сообщества (круг ценностей)

3

3

«Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс» Дискуссия «Что такое конфликтная
ситуация?» Упр. «Пишем синквейны» Дискуссия «Как разрешаются конфликтные
ситуации в школе?» Упр. «Лиса и журавль» Метафора «Небеса и ад»

3

4

Мы – команда службы медиации! Круг сообщества (круг поддержки). Упр. «Единый
организм» Просмотр фильма «Школьная служба медиации», обсуждение Мини-лекция
«Восстановительная программа.

6

5

Дружба. Творческая мастерская по подбору материала, составление презентаций и
сценария.

5

6

«Позиция медиатора» Мозговой штурм «Каким должен быть медиатор?» Упр. «Улитка»
Упр. «Эмоции в конфликте» Медиа-программа «Лиля и Наташа» по х/ф «Лиля forever»
Проектная мастерская «Наш этический кодекс»

3

7

Коммуникативные навыки медиатора. Мозговой штурм «Умения медиатора» Проектная
мастерская «Вступительная речь медиатора» Упр. «Коммуникативная карусель» Минилекция «Техники активного слушания» Упр. «Гимнастика ума» Упр. «Отражение чувств»

3

8

Специальные умения медиатора. Упр. «Коммуникативная карусель» Мозговой штурм «Как
построить предварительную встречу?» Ролевая игра «Предварительная встреча с
обидчиком» Мозговой штурм «Шпаргалка вопросов» Ролевая игра «Предварительная
встреча с пострадавшим»

3

9

Специальные навыки медиатора. Упражнение «Форватер» Мозговой штурм «Как
организовать диалог других людей?» Ролевая игра «Примирительная встреча»

3

10

Взгляд в будущее. Упр. «Футбол» Проектные мастерские. «Наши цели, планы,

3

направления» Упр. «Таблица самооценки»
11

Заключительное занятие. Обмен мнениями, по желанию.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».