ОДНКНР 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
Ростовской области
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области

Согласовано

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС,

Директор школы

Заместитель директора по УВР

Поплутина Н.М.

Полковникова С.В.

приказ № 37
от 26 августа 2024г.

протокол №1
от 26 августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОДНКНР»
для обучающихся 5-6 классов
х. Ганчуков 2024

Пояснительная записка
Нормативные документы
 ФЗ «Об образовании в РФ» ( от29.12.2012 № 273-ФЗ)
 Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «№Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
 Устав МБОУ Ганчуковской ООШ;
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» для 5-6 классов составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы
М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (издательство «Русское слово»,
2018).Для реализации программного содержания используется учебник М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы светской этики» ( М.: «Русское слово», 2018).
Данная рабочая программа рассчитана на 34часа из расчета 1 учебный час в неделю в 5 классе и на 34часа из расчета 1 учебный час в неделю
в 6 классе.
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда
наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы. Школьники
этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты
предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать
более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты,
исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией,
представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Цель предмета – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных
традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи:
- ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений
в семье и обществе;
- становление внутренней установки личности поступать согласно совести;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;
-воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание программы, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач
ФГОС являются:




деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, через активную познавательную
деятельность школьника;
компетентностный подход, рассматривающий развитие способностей и личностных качеств и отношений у учащихся;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных
и индивидуальных возможностей учащихся.

Изучение духовно -нравственной культуры предполагает ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные
представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на
представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры
и упорядочить уже имеющиеся у них.
На уроках основ духовно-нравственной культуры народов России ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации,
определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые
должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Содержание предмета дает детям возможность на легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и
должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное
отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в
повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от
умственной деятельности, формируются познавательные потребности. У обучающихся вырабатываются социальнокоммуникативные
умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи
присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи,
находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их
поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Формы организации учебного процесса: коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, групповая работа, взаимообъяснение,
интервью, театрализация, составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов, использование информационных и
здоровьесберегающих технологий.
Требования к результатам «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания
образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных

сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление
следующих характеристик школьника:
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и
«чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие
начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно
решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку
событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование
первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального
народа России;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Предметные требования к уровню подготовки обучающихся
понимать:
- культурную динамику, исторический процесс формирования культуры народов России;
- характеризовать основные понятия культуры и морали; особенности этнокультурных потребностей народов, граждан полиэтничной
России;
знать:
- правила поведения обучающихся – в школе, дома, во дворе, на улице, в общественном транспорте;
сравнивать:
- основные понятия морали;
- взаимодействие семейных традиций и образцов нравственного поведения;
- нравственные идеалы;
объяснять:
- причины духовной преемственной поколений;
- этапы формирования и синтез культуры народов России;

называть:
- основные особенности культурно-исторического развития России;
- особенности развития морального поведения в жизни человека, семьи и общества;
- имена защитников Отечества, примеры их подвигов;
иметь представление о традиционных религиозных и моральных ценностях;
- знать основные социальные роли людей.

Содержание
5 класс
Введение-2ч
Знакомство с новым учебником
Тема 1. Гражданин России-3ч
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение
обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства,
министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации.
Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность-3ч
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость,
смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть-3ч
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести.
Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос
человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость-3ч
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений.
Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует
поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание-3ч
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы
милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям.
Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия.
Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь-3ч
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности.
Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания-4ч
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила
поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство-2ч
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов
чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление
человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма
учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение-2ч
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что
такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявления великодушия и расположенности к другим людям.
Правила толерантного общения.
Тема 10. Мужество-3ч
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убеждённость в
необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных
ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка
мужества. Героизм- высшее проявление мужества.
Повторение-3ч

Содержание
6 класс
Тема 1. Равнодушие и жестокость-5ч
Проявление жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь
человека- высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 2. Самовоспитание-5ч
Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение
контролировать свои поступки. Умение осознать свои ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Пути самообразования и
самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 3. Учись учиться-5ч
Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся с учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Рекомендации по
развитию воли. Умение распределять внимание. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 4. Речевой этикет-5ч
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление
личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращение с просьбой к незнакомым людям в магазине, в транспорте.
Формы обращения. Правила обращения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации.
Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 5. Мои права и обязанности-10ч
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий,
добросовестного учебного труда. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в
школе. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Работа со словарем-2ч
Повторение -2ч

Календарно-тематическое планирование - 5 класс
дат
а

№

1-2

3-5

Тем Кол- Тип
а
во
уро
уро часов ка
ка
Вве
2
Вво
ден
дны
ие в
й
пре
дме
т

Гра
жда
нин
Рос
сии

3

Уро
к
пер
вич
ног
о
изу
чен

Содержание
урока (уроков)
Народы
России, их
духовнонравственная
культура.
Учебник
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России.
Основы
светской
этики», его
структура

Понятие
Родины.
Российская
Федерация.
Важнейшие
положения
Конституции
РФ. Права и

Виды учебной
деятельности

Понятия

Актуализация и
Духовноформализация
нравственна
знаний учащихся
я культура,
о социальных
этика,
явлениях.
этикет,
Формулирование
светский,
определений
народ,
понятий
национально
«духовность, мораль,
нравственная
нравственно
культура»,
сть
«этика», «этикет»,
«светский»,
«народ»,
«национальность», «мораль»,
«нравственность».
Фиксация
информации в
различных
знаковых
системах
Актуализация и
Родина,
формализация
народ,
знаний учащихся
Россия,
о социальных
Российская
явлениях.
Федерация,
Формулирование государство,
определений
гражданин,
понятий
гражданство

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
Метапредметные Личност
ные
Ознакомление с
основными
общечеловеческими
нормами поведения,
правилами,
принятыми в
обществе.

Дружел
Регулятивные:
при помощи
юбное
учителя
отношен
определить
ие друг
последовательнос к другу;
ть анализа
знание
параграфа.
практич
еской
Познавательные
: выразительно
пользы
читать;
этики и
осуществлять;
этикета.
словарную
работу.
Коммуникативн
ые: знать правила
коллективной
работы; уметь
читать по ролям и
обсуждать
прочитанное.

Расширение
представлений о
Родине, родном крае,
патриотизме.
Знакомство с
Основным законом
страны

Регулятивные:
определение
алгоритма ответа
по плану.
Познавательные
: работа с
отдельными
статьями

Интерес
к
познани
ю
родной
страны,
усвоени
е

6-8

Пор
ядо
чно
сть

3

ия и
закр
епл
ени
я
нов
ых
зна
ний

обязанности
граждан.
Государственн
ое устройство

Ком
бин
иро
ван
ный

Понятия
«этика»,
«мораль»
(нравственност
ь). Назначение
этики, её
категории.
Нормы этика,
их развитие и
совершенствов
ание.
Порядочность:
честность,
надёжность,
соблюдение
норм морали.
Достоинство и
благородство

«родина»,
, права и
«Россия»,
обязанности,
«Российская
государстве
Федерация»,
нные
«государство»,
символы,
«гражданин»,
Президент,
«гражданство»,
Правительст
«права»,
во,
«обязанности»,
парламент
«государственные
символы», «».
Обучение
алгоритмизации
деятельности.
Извлечение
информации из
различных
знаковых систем
Актуализация и
Этика,
формализация
мораль,
знаний учащихся
нормы
о социальных
морали,
явлениях.
порядочност
Формулирование
ь,
определений
благородств
понятий «нормы
о,
морали»,
достоинство,
«тактичность»,
справедливо
«порядочность»,
сть.
«благородство»,
«достоинство»,
«справедливость».
Извлечение
информации из
различных
знаковых систем.

Конституции РФ,
текстами и
иллюстрациями
учебника, с
плакатами,
ответы на
вопросы
викторины.
Коммуникативн
ые:
взаимопомощь и
доброжелательно
сть общения
среди детей
различных
национальностей
Овладение навыками
культурного
поведения,
формирования
нравственной
культуры учащихся;
отработка
практических
ситуаций проявления
порядочности в
повседневной жизни.
Пробуждать
стремление к
самосовершенствован
ию и благородству.

Регуля
тивные
:
усвоен
ие
правил
работы
с
учебни
ком.
Познав
ательн
ые:
чтение
текстов
;
ответы
на

понятий
»,
«государ
ств»,
«Консти
туция»,
«права»,
«обязан
ности»,
«государ
ственны
е
символы
»

Разреше
ние
элемент
ов
практич
еских
ситуаци
йв
повседн
евной
жизни.
Пробуж
дение
стремле
ния
соверша
ть

Моделирование
поведения,
требующего
проявления
тактичности,
порядочности,
благородства,
достоинства.

911

Сов
ест

3

Ком
бин

Способность
ученика

Актуализация и
формализация

Совесть,
стыд,

Воспитание
вежливого поведения,

вопрос
ы,
выполн
ение
заданий
; работа
со
словарё
м по
опреде
лению
значени
й
поняти
й;
работа
с
условн
о
графич
еской
наглядн
остью.
Комму
никати
вные:
культур
ное и
вежлив
ое
общени
ев
коллект
иве.
Регулятивные:
определение

добрые
дела,
быть
порядоч
ным
человек
ом.

Компете
нтность

ь

1214

Дов
ери
еи
дов
ерч
иво
сть

иро
ван
ный

3

оценивать свои знаний учащихся
поступки,
о социальных
осознавать
явлениях.
свои
Формулирование
обязанности,
определений
оценивать их
понятий
выполнение,
«совесть»,
контролировать
«стыд»,
себя.
«сострадание»,
Ответственност
«правдивость»,
ь за свои дела.
«эгоизм»,
Правила
«корысть».
взаимоотношен Освоение навыков
ий учеников
составления схем.
класса, школы.
Моделирование
поведения,
требующего
проявления
вежливости,
доброжелательнос
ти. Обучение
навыкам
самоконтроля.
Ком
Важнейшие
Актуализация и
бин
качества
формализация
иро
личности:
знаний учащихся
ван порядочность,
о социальных
ный
совесть,
явлениях.
доверие.
Формулирование
Убеждённость
определений
в честности и
понятий
порядочности
«доверие»,
товарища, вера
«самодоверие»,
в искренность и «доверчивость».
добросовестнос
Обучение
ть его
составлению

порядочност
ь,
сострадание,
правдивость,
эгоизм,
корысть

доброжелательного
отношения к
окружающим,
потребности
оценивать свои
поступки, осознавать
обязанности,
оценивать их
выполнение,
контролировать себя.

отработки
терминов и
понятий.
Познавательные
: выполнение
заданий по
закреплению
материала;
отработка
терминов и
понятий; чтение
текста и
составление
схемы.
Коммуникативн
ые: соблюдение
правил
вежливости и
этикета.

в
оценива
нии
своих
поступк
ов,
определ
ении
обязанн
остей и
оценива
ние их
выполне
ния.

Доверие,
самодоверие
,
доверчивост
ь.

Формирование
представлений о
нравственности
человека за свои
поступки. Отличие
доверия от
доверчивости.
Воспитание доброты
и милосердия,
доброжелательности,
уважения друг к другу
и окружающим,
стремление совершать

Регулятивные:
выявление
алгоритма
сложного плана
изучения нового,
работа по этому
плану.
Познавательные
: работа со
словарём по
определению
терминов и
понятий;

Выявлят
ь
элемент
ы
ощечело
вечески
х
ценност
ей;
объясня
ть
смысл
послови

1517

Ми
лос
ерд
ие
и
сос
тра
дан
ие

3

поступков.
Откровенность.
Доверие и
доверчивость.
Самодоверие.
Советы в
сложной
жизненной
ситуации.

сложного плана и
работе по нему.
Извлечение
информации из
различных
знаковых систем.
Развитие навыков
художественного
чтения. Развитие
навыков работы в
парах.
Моделирование
поведения,
требующего
проявления
доверия

Ком
Милосердие:
бин
готовность
иро помочь родным
ван и посторонним
ный
людям,
проявление
сострадания,
сердечного
участия.
Качества

Актуализация и
формализация
знаний учащихся
о социальных
явлениях.
Формулирование
определений
понятий
«милосердие»,
«сострадание»,

Милосердие,
сострадание,
бескорыстие
,
человеколю
бие.

добрые дела.

практические
задания.
Коммуникативн
ые:
художественное
чтение и
обсуждение
стихов; работа в
парах;
применение
правил
межличностного
общения.

Формировать
нравственные
качества личности:
быть милосердным,
уметь сострадать,
прийти на помощь
друг другу в трудную
минуту. Воспитывать
среди учащихся
доброжелательность,

Регулятивные:
разработка
правил поведения
в классе, в школе.
Познавательные
: ответы на
вопросы и
задания к
текстам;
выполнение

ци
поговор
ок;
определ
ять
значени
я слов;
соотнос
ить
понятия
с
определ
ениями;
соотнос
ить
текст с
рисунко
м;
выявлят
ь
различи
е между
доверие
ми
доверчи
востью.
Выявлят
ь
элемент
ы
общечел
овеческ
их
ценност
ей,
сострада

1820

Пра
вда
и
лож
ь

3

настоящего
«бескорыстие»,
уважение друг к
друга и их
«человеколюбие».
другу.
проявление в Освоение навыков
повседневных
алгоритмизации
отношениях.
деятельности.
Честность,
Развитие навыков
доброта,
поведения в
порядочность,
ситуации
понимание,
командного
бескорыстие,
соперничества.
справедливость
Извлечение
. Отношения в
информации из
классном
различных
коллективе.
знаковых систем.
Стремление
Осознанное
прийти на
формирование
помощь людям. групповых норм.
Проявление
Моделирование
милосердия в
поведения,
классе, школе.
требующего
проявления
милосердия и
сострадания.
Ком
Правда – то,
Актуализация и
Правда,
Формирование
бин
что
формализация
ложь,
умения критически
иро
соответствует
знаний учащихся полуправда,
осмысливать свои
ван действительнос
о социальных
честность,
поступки, учиться
ный
ти. Ложь –
явлениях.
искренность,
быть искренним и
намеренное
Формулирование правдивость.
правдивым.
искажение
определений
Вырабатывать
действительнос понятий «правда»,
потребность быть
ти. Хитрость.
«ложь»,
честным и
Отличие
«полуправда»,
объективным в оценке
понятий
«честность»,
своих действий и
«неправда» и
«искренность»,
поступков.
«ложь».
«правдивость».
Воспитание

практических
заданий; работа с
условнографической
наглядностью,
объяснение
пословиц.
Коммуникативн
ые: работа в
парах на основе
правил
соревнования
команд.

Регулятивные:
при помощи
учителя
определять
нравственные
принципы
собственного
развития.
Познавательные
: составление
схемы; отработка
терминов и
понятий;

ния и
милосер
дия;
соблюда
ть
правила
дружбы;
дружеск
и
общатьс
яв
коллект
иве;
проявля
ть
взаимоп
омощь в
классно
м
коллект
иве.

Полуправда,
святая лож

2124

Тра
диц
ии
вос
пит
ани
я

4

Освоение навыков
работы в группах.
Извлечение
информации из
различных
знаковых систем.
Развитие навыков
художественного
чтения. Обучение
анализу
различных
высказываний по
одной теме.
Моделирование
ситуаций,
требующих
проявления
правдивости.

Ком
Воспитание
Актуализация и
бин положительных
формализация
иро
качеств
знаний учащихся
ван
личности.
о социальных
ный
Традиции,
явлениях.
нормы
Формулирование
поведения,
определений
обычаи,
понятий
ценности,
«традиция»,
передаваемые
«поколение»,
из поколения в
«сословие».
поколение.
Освоение навыков

нравственных
принципов
собственного
развития

Традиция,
поколение,
сословие,
манеры.

Формирование
эмоционально
положительной
концепции развития
личности на примерах
положительных
традиций своего
народа, реализация
межпредметных
связей с литературой,
русским языком.

выполнение
практических
заданий;
этическая беседа
по теме сказки;
соотнесение
иллюстрации с
текстом,
определение
заголовка
иллюстрации;
работа с
пословицами и
поговорками.
Коммуникативн
ые:
художественное
чтение и
обсуждение
стихов; работа в
парах; сравнение
с сопоставление
различных
высказываний.
Регулятивные:
определение
правил
составления
схемы, сложного
плана.
Познавательные
: отработка
терминов и
понятий;
выполнение
заданий, работа

Концепц
ии по
проявле
нию
порядоч
ности и
скромно
сти,
гордост
и за
поступк

2526

Чес
ть и
дос
тои
нст
во

2

Сословия:
дворяне,
крестьяне,
купцы, мещане,
казаки. Общее
и отличие в
воспитании
детей разных
сословий.
Воспитание в
труде и вере,
уважение и
помощь
родителям,
старшим.
Выполнение
традиций
предков.
Ком
Развитие
бин представлений
иро
о чести и
ван
достоинстве
ный людей в разные
эпохи:
средневековые
рыцари,
дворяне.
Умение
отвечать за
свои слова и
дела.
Дворянский
кодекс чести.
Общественное
признание
человека, его

составления схем
и планов.
Извлечение
информации из
различных
знаковых систем.
Развитие навыков
командной
деятельности.
Обучение
составлению
кроссвордов.
Моделирование
ситуаций,
требующих
соблюдения
обычаев и
традиций.
Актуализация и
формализация
знаний учащихся
о социальных
явлениях.
Формулирование
определений
понятий «честь»,
«достоинство»,
«доблесть»,
«благородство»,
«патриотизм».
Обучение
навыкам
составления
сообщения,
ведение беседы,
диспута,

Честь,
достоинство,
нравственно
сть,
репутация,
совесть,
справедливо
сть,
доблесть,
благородств
о, уважение,
патриотизм.

Раскрытие
межпредметных
связей с литературой,
историей.
Пробуждение у
учащихся интереса к
вопросам
нравственности.
Воспитание уважения
к традициям своего
народа.

по составлению
и наших
схем; составление предков;
кроссворда;
умение
ответы на
раскрыв
вопросы; работа с
ать
иллюстрациями авторски
учебника.
й
Коммуникативн замысел
ые: применение художес
правил
твенног
соревнования
о
команд; чтение и произве
обсуждение
дения,
дополнительных выявлят
текстов; работа с
ь в нём
пословицами.
этически
е
понятия.
Умение
Регулятивные:
определение с
подбира
помощью учителя
ть
принципов
нужные
выявления
послови
межпредметных
цы и
связей.
поговор
ки;
Познавательные
: работа с
соотнос
учебником;
ить
чтение стихов,
рисунок
текстов
с
дополнительного текстом;
чтения,
пользова
применение схем;
ться
проведение
словарё
беседы;
мв
составление
конце

2728

Тер
пим
ост
ьи
тер
пен
ие

2

заслуг.
выступление с
Достоинство
сообщением.
человека:
Моделирование
доблесть,
ситуаций,
искренность и
требующих
честность,
проявления
скромность и
достойного,
простота,
благородного
благородство
поведения.
души, чистая
совесть. Честь
и достоинство,
патриотизм
современного
молодого
человека,
ученика.
Ком Нормы морали.
Актуализация и
Нормы
бин Значение слов
формализация
морали,
иро
«терпимость»
знаний учащихся
культура,
ван («толерантност
о социальных
религия,
ный
ь») и
явлениях.
терпимость,
«терпение».
Формулирование толерантнос
Способность
определений
ть, мигрант,
человека
понятий
индивидуаль
уважительно
«культура»,
ность,
относится к
«религия»,
национально
людям другой
«терпимость»,
сть,
национальност «толерантность», бескорыстие
и, культуры,
«мигрант»,
,
религии.
«индивидуальност гуманность,
Способность
ь»,
ксенофобия,
воспринимать «национальность»
обычай.
другого как
, «бескорыстие»,
равного себе.
«гуманность»,
Уникальность –
«ксенофобия».

Реализация
межпредметных
связей с литературой,
историей. Воспитание
уважительного
отношения к людям
другой
национальности,
ответственности за
свои дела и поступки,
целеустремлённости.

плана изучение
нового.
Коммуникативн
ые: правила
общения во время
беседы и диспута;
выступления
учеников с
сообщениями.

учебник
а;
составля
ть план
для
сообщен
ия.

Регулятивные:
определение
принципов
применения блок
– пакетов на
уроках этики.
Познавательные
: использование
блок – пакетов с
заданиями,
работа на
карточках;
заполнение схем
и таблиц.
Коммуникативн
ые: основы
анкетирования
(заполнение
анкеты);

Знать
основы
поведен
ия в
многона
циональ
ном
коллект
иве;
выполня
ть
поручен
ия по
работе с
детьми
другой
национа
льности;
давать

2931

Му
жес
тво

3

Ком
бин
иро
ван
ный

важнейшее
Освоение навыков
свойство
работы с
личности.
карточками,
Качества
заполнения
личности:
таблиц и схем.
взаимоуважени Освоение навыков
еи
работы с
взаимопониман
анкетами.
ие,
Развитие навыков
ответственност чтения по ролям.
ьи
Моделирование
доброжелатель
ситуаций,
ность,
требующих
коммуникабель
проявления
ность и
терпимости и
терпимость.
коммуникабельно
сти.
Значение слова
Актуализация и
Мужество,
«мужество».
формализация
доблесть,
Способность и знаний учащихся
смелость,
убеждение
о социальных
отвага,
смело идти
явлениях.
честь,
навстречу
Формулирование
честность,
опасности.
определений
достоинство,
Стойкость в
понятий
благородств
борьбе,
«мужество»,
о, доброта,
духовная
«отвага»,
дружба,
крепость,
«смелость»,
герой,
доблесть,
«дружба»,
героизм.
храбрость,
«герой»,
отвага и
«героизм».
смелость в
Использование
опасных
элементов
ситуациях.
причинно –
Проявление
следственного
мужества в
анализа.

Формирование
умения соизмерять
свои слова и дела,
разыгрывая
жизненные ситуации,
усваивать образцы
поведения их героев.
Уважительно
относится к героям
прошлого и
настоящего.

сообщение
учащихся; чтение
текстов по ролям;
аргументировани
е своего ответа

определ
ения
понятий,
пользуяс
ь
словарё
м
учебник
а

Регулятивные:
правила анализа
текстов по
выявлению основ
для принятия
решений в
конкретных
ситуациях.
Познавательные
: ответы на
вопросы,
выполнение
заданий;
отгадывание
ребуса; анализ
пословиц; подбор
народных сказок,
былин, пословиц,
воспевающих

Проявля
ть
взаимоп
омощь,
стремит
ься
соверша
ть
добрые
дела;
соизмер
ять свои
потребн
ости с
потребн
остями
других
людей,
уметь

мирное время.
Умение быть
самим собой,
идти своим
путём. Вечные
ценности и
добродетели:
честь,
честность,
достоинство,
благородство,
доброта,
дружба.
Тренировка
мужества.
Героизм –
высшее
проявление
мужества.
3234

Пов
тор
ени
е

3

Ком
бин
иро
ван
ный

Извлечение
информации из
различных
знаковых систем.
Освоение навыков
групповой
деятельности.
Моделирование
ситуаций,
требующих
проявления
мужества, отваги,
смелости,
дружелюбия,
героизма.

красоту и
мужество героев.
Коммуникативн
ые: дружеское
общение,
взаимопомощь
учеников в ходе
подготовки
классных и
общешкольных
воспитательных
мероприятий.

жертвов
ать
своими
интереса
ми во
имя
обществ
енных

Календарно-тематическое планирование- 6 класс
Тема урока
дата

№

1-5

Равнодушие
и жестокость

Ко
лво
час
ов
5

Виды учебной
деятельности

Актуализация и
формализация
знаний учащихся о
социальных
явлениях.
Формулирование
определений
понятий
«равнодушие»,
«жестокость»,
«жизненные
ценности»,
«нецензурные
слова»,
«философия».
Использование
элементов
причинно –
следственного
анализа.
Извлечение
информации из
различных
знаковых систем.
Освоение навыков
работы с
карточками.
Освоение правил
ведения диспутов,

Понятия

Равнодушие
,
жестокость,
жизненные
ценности,
сквернослов
ие,
философия.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
Метапредметные
Личностные

Подводить
учеников к
мысли о
важности
сохранения
дружеских
взаимоотноше
ний в классе и
в школе, семье.
Продолжить
работу по
изучению
особенности
семей
классного
коллектива.
Воспитание
чувства
гордости за
поступки
героев наших
дней.

Регулятивные:
определение задач по
выявлению и
сохранению лучших
традиций нашего
общества
Познавательные:
работа с табличками;
выполнение заданий
развивающегося
характера по ходу
объяснения; работа с
понятиями и их
значениями на
карточках
Коммуникативные:
выступление с
сообщениями; умение
отвечать на вопросы в
логической
последовательности;
соблюдение правил
проведения словесных
споров

Поддерживать
дружеские
взаимоотношения в
классе и в школе;
подготовить мини –
сочинение;
проанализировать
жизненные ситуации,
сделать выводы

610

Самовоспита
ние

5

споров, дискуссий.
Освоение навыков
самопрезентации
(подготовки и
выступления с
сообщением).
Актуализация и
формализация
знаний учащихся о
социальных
явлениях.
Формулирование
определений
понятий
«сознательная
дисциплина»,
«самовоспитание»,
«самообразование»
, «самооценка».
Развитие навыков
выработки
групповых норм,
работа в группах.
Освоение навыков
работы с
карточками.
Использование
элементов
причинно –
следственного
анализа.
Моделирование
ситуаций
самовоспитания

Нравственн
ость, нормы
нравственно
сти,
сознательна
я
дисциплина,
самовоспита
ние,
самообразов
ание,
самооценка.

Обучение
детей ценить и
дорожить
великим даром
общения,
определение
роли и
значения
самовоспитани
я в этом
процессе.

Регулятивные:
определение правил
самовоспитания,
самодисциплины.
Познавательные:
работа в группах с
раздаточным
материалом; анализ
текста и выделение
основных идей; работа с
анкетой.
Коммуникативные:
конкретизация и
определение правил
работы в группах.

Проявлять
компетентность в
соблюдение
дисциплины и
самодисциплины;
анализировать
рассказы для детей по
проблеме урока

1115

Учись
учиться

5

1620

Речевой
этикет

5

Актуализация и
формализация
знаний учащихся о
социальных
явлениях.
Формулирование
определений
понятий «учение»,
«воспитание».
Развитие навыков
групповых норм,
работы в группах.
Развитие навыков
самопрезентации
(работы у доски).
Использование
элементов анализа
причинно –
следственных
связей. Развитие
навыков участия в
игре.
Моделирование
ситуаций,
требующих
проявления и
развития навыков
учения и
самовоспитания.
Актуализация и
формализация
знаний учащихся о
социальных
явлениях.
Формулирование
определений

Учение,
воспитание,
образование
,
коллективиз
м.

Анализ
вопросов и
заданий,
ответы в
логической
последователь
ности.
Определение
нравственных
качеств
личности при
анализе
конкретного
поступка.
Определение
алгоритма
подготовки
урока, ответа у
доски.

Регулятивные:
составление
практических заданий
по решению жизненных
ситуаций.
Познавательные:
выполнение
практических заданий
на доске; работа с
текстом учебника,
участие в игре,
отработка логических
операций.
Коммуникативные:
определение правил
работы в команде.

Компетенции по
выполнению учебных
заданий в классе и
дома; выполнению
учебных заданий в
классе и дома;
выполнению правил
учебного труда;
умение и желание
соблюдать
распорядок дня.

Речевой
этикет,
общение,
беседа,
вежливость.

Активизация
знаний
речевого
этикета из
межпредметны
х связей.
Воспитание

Регулятивные:
усвоение основ
комплексной работы с
текстами, с карточками
и схемами.
Познавательные:
анализ нового

Компетенции:
выполнять правила
речевого этикета;
проявлять чувство
уважительного,
терпимого отношения
к людям иной

2130

Мои права и
обязанности

10

понятий «речевой
этикет»,
«общение».
Развитие навыков
художественного
чтения.
Использование
элементов анализа
причинно –
следственных
связей. Освоение
навыков работы с
карточками.
Извлечение
информации из
различных
знаковых систем.
Моделирование
ситуаций,
развивающих
культуру речи.
Актуализация и
формализация
знаний учащихся о
социальных
явлениях.
Формулирование
определений
понятия «устав».
Развитие навыков
составления
простого и
сложного планов.
Извлечение
информации из
различных

желания
материала; чтение
узнавать новое
стихов, анализ
о жизни своего пословиц; разыгрывание
и других
сценок; работа в
народов,
группах с блок –
уважительно к
пакетами; выполнение
ним относится.
заданий в парах.
Коммуникативные:
развитие культуры речи
в разных ситуациях.

Устав, права
Реализация
Регулятивные: основы
и
межпредметны составления простого и
обязанности
х связей с
сложного планов
, нормы
другими
Познавательные:
морали,
дисциплинами.
анализ нового
правила
Развитие
материала; чтение
этики и
умения
стихов, анализ
этикета
находить в
пословиц; разыгрывание
тексте знания
сценок; работа в
этического
группах с блок –
характера,
пакетами; выполнение
знание
заданий в парах.
основных
Коммуникативные:
правил этики.
развитие речи в разных
Рассмотрение
ситуациях.

национальности,
религии.

Знание основ
школьного Устава,
запрещающих
требований;
проявление
уважительного
отношения к
учителям, учащимся
школы. Умение
подготовить
сообщение о правах и
обязанностях
школьника.

3134

Работа со
словарем.
Повторение.
Итоговый
урок

4

знаковых систем.
Составление
собственных
текстов. Развитие
навыков работы в
группах.
Использование
элементов
причинно –
следственного
анализа. Развитие
навыков
самопрезентации
(подготовка и
выступление с
сообщением).
Моделирование
ситуаций,
требующих
осознанного
выполнения
обязанностей,
осуществления и
защиты прав
Проверка знаний и
умений,
соответствующих
требованиям к
освоению курса

и анализ
конкретных
ситуаций из
школьной
жизни

Основные
понятия
курса

Выявление
основных
знаний и
умений
учащихся по
курсу,
проведение их
актуализации.
Обобщений и
систематизаци
я знаний по
курсу этики и

Регулятивные:
составление тестового
задания.
Познавательные:
выполнение заданий
тестового характера,
ответы на вопросы,
соотнесение пословицы
с темой.
Коммуникативные:
основы работы в парах и
группах

Компетенции
владения основами
этики и этикета:
знание понятий и
определений,
соотнесение
определения с
понятиями, пословиц
с изученными
темами; выполнение
тестовых заданий.

этикета.
Подготовка к
восприятию и
усвоению
курса
обществознани
я


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».