МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
Руководитель ШМО
гуманитарного цикла
заместитель директора
по УВР
директор школы
________________________
Поплутина Н.М.
Постникова Л.П.
Полковникова С.В. Приказ № 40 от «29»
августа 2025 г.
Протокол №1 от «25»
Протокол №1 от «26»
августа 2025 г.
августа 2025 г.
________________________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8610173)
элективного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 9 класса
х.Ганчуков 2025-2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Практикум по
русскому языку"
Количество часов: 1 час в неделю (35 часов)
Программа разработана в соответствии с авторской программой «Рабочие
программы. Русский язык. ФГОС. 5-9 классы» Авторы: М.Т.Баранов, Т. А.
Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2025 год.
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по
русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших
базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах
программы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Практикум по русскому
языку"
Основными целями курса является совершенствование приобретенных
учащимися
знаний,
формирование
языковой,
коммуникативной,
лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления,
расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по
русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности,
связанные с экзаменом.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому
языку.
4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.
5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и
систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по
предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно
подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный
ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной
речи.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Практикум по русскому языку" В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над
сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста,
написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по
содержанию прочитанного текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В
планировании при обучении сжатому изложению особое внимание уделяется
формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять
главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно,
логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно
использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа
над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и
усложняться по мере овладения данным умением.
Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению
заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2
формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного
текста; задание 3,6 связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»;
задания 4-5 направлены на формирование орфографического навыка
написания морфем; задания 7-14 связаны с использованием знаний из
разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых
явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций
(однородных членов предложения, обособленных определений и
обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных
предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и
тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе
печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает
условия для формирования следующих умений:
понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль
высказывания),
проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных
автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;
продуцировать собственное связное высказывание, посвященное
лингвистической проблеме;
способность этически корректно доказывать правильность назначения
языковых средств;
умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство
аргументации; умение композиционно оформлять текст;
умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы
литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи
как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные
упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены
решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими
практической грамотности.
Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями
оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в
построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать
собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая
составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в
этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной
переработке текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Практикум по русскому
языку"
9 КЛАСС
Подготовка к написанию изложения (6 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац.
Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения
текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить
предложение, в котором содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения
квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)
3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С,
иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.
(Задание 4.)
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и
отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически
нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и
эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды
сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)
8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения.
Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
(Задание 10.)
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения.
Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.
Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.
(Задание 12.)
12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)
13.Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 10 ч
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор
аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление
вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и
грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний-2 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
11.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового
материала
Формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и
лингвистические компоненты, структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст,
аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных
значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической
сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в
тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку
задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за
консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным
в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
определять синтаксические конструкции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Подготовка к написанию изложения
6
1
3
2
Подготовка к выполнению заданий с
кратким ответом
17
1
16
3
Подготовка к написанию сочинениярассуждения
10
4
Контроль знаний
2
1
35
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
7
26
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Определение, признаки и
характеристика текста как единицы
языка. Тема, идея, проблема текста и
способы их установления и
формулирования.
1
2
Определение, признаки и
характеристика текста как единицы
языка. Тема, идея, проблема текста и
способы их установления и
формулирования.
1
3
Композиция, логическая,
грамматическая структура текста
1
1
4
Микротема. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Абзац
Синтаксическое богатство русского
языка.
1
1
5
Главная и второстепенная информация
в тексте. Способы сокращения текста:
грамматические, логические,
синтаксические.
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
6
Сжатое изложение.
1
7
Анализ напечатанного текста,
отработка умения находить
предложение, в котором содержится
информация, необходимая для
обоснования ответа на поставленный
вопрос (Задание 2.)
1
1
8
Средства речевой выразительности.
Отработка умения квалифицировать
средства речевой выразительности.
(Задание 3.)
1
1
9
Правописание приставок. Приставки,
оканчивающиеся на З - С, иноязычные
приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы,
И после приставок. (Задание 4.)
Правописание суффиксов. Суффиксы
причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий. (Задание 5.)
1
1
10
Синонимы. Контекстуальные
синонимы. Стилистически нейтральные
слова. Антонимы. Омонимы.
Стилистически и эмоционально
окрашенные слова. (Задание 6.)
1
1
11
Словосочетание. Виды связи слов в
словосочетании. (Задание 7.)
1
1
12
Предложение. Грамматическая основа
предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения. (Задание
8.) Простое осложненное предложение.
1
1
1
Обособленные члены предложения.
Пунктуация при обособленных членах
предложениях. (Задание 9.)
13
Вводные слова и предложения.
Вставные конструкции. Обращения.
(Задание 10.)
1
1
14
Предложение. Односоставные и
двусоставные предложения. Сложное
предложение. Грамматическая основа
предложения. Количество
грамматических основ в предложении.
(Задание 11.)
1
1
15
Предложение. Односоставные и
двусоставные предложения. Сложное
предложение. Грамматическая основа
предложения. Количество
грамматических основ в предложении.
(Задание 11.)
1
1
16
Сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные предложения. Пунктуация
в сложном предложении. (Задание 12.)
1
1
17
Сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные предложения. Пунктуация
в сложном предложении. (Задание 12.)
1
1
18
Сложноподчиненное предложение.
Виды придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с
1
1
несколькими придаточными.
Однородное, неоднородное и
последовательное подчинение. (Задание
13.)
19
Сложноподчиненное предложение.
Виды придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными.
Однородное, неоднородное и
последовательное подчинение. (Задание
13.)
1
1
20
Сложные предложения с разными
видами связи. (Задание 14.)
1
1
21
Сложные предложения с разными
видами связи. (Задание 14.)
1
1
22
Выполнение заданий 2-13.
1
1
23
Выполнение заданий 2-13.
1
24
Понятие о сочинении-рассуждении.
Критерии оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста
1
25
Понятие о сочинении-рассуждении.
Критерии оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста
1
26
Позиция автора. Собственная позиция.
Подбор аргументов.
1
1
27
Позиция автора. Собственная позиция.
Подбор аргументов.
1
1
28
Композиция сочинения (тезис,
1
1
1
аргументы, вывод). Оформление
вступления и концовки сочинения.
29
Написание сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему (Задание 15.1)
1
1
30
Написание сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста
(Задание 15.2)
1
1
31
Написание сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста
(Задание 15.3)
1
1
32
Анализ написанного сочинения по
выбору учащихся . Классификация
речевых и грамматических ошибок.
1
1
33
Анализ написанного сочинения по
выбору учащихся . Классификация
речевых и грамматических ошибок.
1
34
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ
1
35
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
35
1
3
26