Химический калейдоскоп 8-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Директор

заместитель директора по
УВР

________________________
Поплутина Н.М.
Приказ № 37от «26» 08
2024 г.

________________________
Полковникова С.В.
Протокол №1от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6022429)
Химический калейдоскоп
для обучающихся 8-9 классов

Х. Ганчуков 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
 ФЗ «Об образовании в РФ» ( от29.12.2012 № 273-ФЗ)
 Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской
области»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «№Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
 Устав МБОУ Ганчуковской ООШ;
Современная система образования ориентирована на формирование универсальных
(метапредметных) умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к
знаниям, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и
познавательного развития и саморазвития учащегося, лежат в основе организации любой
его деятельности независимо от её предметного содержания, способствуют ориентации
учащихся в различных предметных областях познания.
Обучающийся должен уметь осуществлять учебно-исследовательскую и творческопознавательную деятельности, активно и целенаправленно познавать мир.
Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 8-9 классов
общеобразовательной школы.
Основная идея программы: формирование универсальных учебных действий
через
учебно-исследовательскую
и
творческо-познавательную
деятельности
обучающихся.
Актуальность программы: программа ориентирована на формирование приёмов
умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, установление причинноследственных связей), развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления,
развитие практических навыков обучающихся при проведении экспериментальных
практических работ.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к
развитию личности ребенка через учебно-исследовательскую деятельность, химический
эксперимент, которые дают возможность каждому обучающемуся почувствовать себя в
роли ученого, исследователя, экспериментатора, приоткрывающего дверь в новое,
неизвестное.
Цель программы: создание условий для учебно-исследовательской деятельности
учащихся, направленной на развитие у них способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению.
Задачи:




1) развитие познавательных способностей учащихся;
2) вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность посредством
химического эксперимента;
 3) овладение способами умственной деятельности (наблюдение, сравнение,
обобщение, исследование, формулировка выводов), применимыми в
образовательном процессе и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях;
 4) развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления при
проведении экспериментальных практических работ.
Отбор содержания данной программы ориентирован на повышение мотивации
учащихся к учебно-исследовательской деятельности, на получение экспериментальных
навыков, на практическое применение полученных знаний, умений и навыков в реальной
жизни.
Содержание занятий определялось следующими подходами:
 интеграция учебного материала (физика, биология, география)
 использование разнообразных форм деятельности;
 использование знакомых для учащихся веществ, применяемых в повседневной
жизни;
 обеспечение психологического комфорта и успеха путем развития личностных
качеств в ходе познавательной и эффективной деятельности.
Данный курс практикоориентированный: все понятия, важнейшие процессы,
вещества и их свойства даются в контексте их практического значения, применения в
повседневной жизни, их роли в живой и неживой природе.
Срок реализации программы – 1 год, программа рассчитана на 34 ч.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения:
словесные (беседа, рассказ, диалог, дискуссия), наглядные (демонстрация таблиц,
моделей, опытов), практические (лабораторная работа, исследовательская работа,
практическая работа)
по характеру деятельности обучающихся (проблемное изложение, частичнопоисковый, исследовательский).
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение эксперимента.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Введение(5 ч.)
Техника безопасности при обращении с веществами.
Цели и задачи курса. Химия и её значение.
Правила поведения в кабинете химии. Лабораторное оборудование.
Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с
веществами. Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через
рот, через кожу, через органы дыхания).
Отравления бытовыми веществами (природный газ, уксусная кислота, угарный газ).
Первая медицинская помощь при отравлениях.
Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при
ожогах.
Тема 2. Пищевые продукты (10ч.)
Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов
растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения.
Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты,
красители, загустители, ароматизаторы.
Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.
Вещества, используемые при приготовлении пищи. Растительное масло. Животные
жиры.
Генно-модифицированные продукты и ГМО. Продукты быстрого приготовления и
особенности их производства. Сублимированные продукты питания.
Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные
напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках.
Энергетики. Действие энергетиков на организм. Первая медицинская помощь при
пищевых отравлениях.
Практическая работа №2 «Определение качества меда. Проверка меда на наличие
крахмала, мела, сахарозы»
Практическая работа № 3 Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа №4 «Определение содержания жиров в семенах растений»
Практическая работа № 5 «Химические опыты с жевательной резинкой»
Тема 3. Домашняя аптечка (2 ч.)
Лекарства. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики.
Противоаллергические средства. Витамины.
Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.
Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения
врача.
Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.
Практическая работа №6 « Домашняя аптечка»
Тема 4. Косметические средства (4 ч.)

Искусственные и натуральные косметические средства. Декоративная косметика: пудра,
тушь для ресниц, тени для век, румяны, тональный крем, лак для ногтей. Красящие
вещества для волос.
Средства личной гигиены. Зубная паста. Гель для тела. Дезодоранты. Мыла.
Возникновение мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.
Практическая работа № 7 «Определение среды в мылах и шампунях»
Тема 5. Средства бытовой химии (5 ч.)
Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О
чём говорит ярлычок на одежде. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.
Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.
Удобрения и ядохимикаты.
Правила безопасного хранения и использования средств бытовой химии.
Практическая работа №9 «Составление инструкций по безопасной работе со
средствами бытовой химии»
Практическая работа № 8«Выведение пятен с ткани»
Тема 6. Химия и экология (6ч)
Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Сырьевые войны.
Вода. Круговорот воды в природе. Минеральные воды. Пресная вода и ее запасы.
Экологические проблемы чистой воды.
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект,
глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его
значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди.
Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и
бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления
использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.
Практическая работа № 10 «Анализ воды из природных источников»
Защита проектов (2ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками.
 формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся
 Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
 Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному
культурному, историческому и научному наследию, понимания значения
химической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
 Гражданского воспитания - представления о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной
компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности; - готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; - готовности оценивать своё поведение и поступки свои
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; Ценности научного познания мировоззренческих
представлений о веществе и химической реакции, соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для
понимания сущности научной картины мира; - представлений об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной
средой, о роли химии в познании этих закономерностей; - познавательных
мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых
для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - познавательной,
информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
 Формирования культуры здоровья осознания ценности жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ
жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения

правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и
реальной жизни;
 Трудового воспитания интереса к практическому изучению профессий и
труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по
химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей; - успешной профессиональной
деятельности и развития необходимых умений; - готовность адаптироваться
в профессиональной среде;
 Ø Экологического воспитания экологически целесообразного отношения
к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования,
понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с
веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении химии, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов химии; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике
Метапредметные:
 использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания;
 умение устанавливать причинно-следственные связи и обобщения, умение
делать умозаключения и выводы на основе наблюдения, овладение приемами
работы с информацией, представленной в разной форме.
 умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль своих
действий.
 владеть устной и письменной речью, овладение основами коммуникативной
рефлексии.
Предметные:
 приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений
природы,
 проведения опытов и простых экспериментальных исследований с
использованием лабораторного оборудования;
 умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и
описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и
умозаключения из наблюдений;
 решение практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности
своей жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Введение. Техника безопасности при обращении с веществами.

5

2

Пищевые продукты

10

3

Домашняя аптечка

2

4

Косметические средства

4

5

Средства бытовой химии

5

6

Химия и экология

6

7

Защита проектов.

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Поурочное планирование
8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Правила поведения в кабинете химии

1

2

Лабораторное оборудование. Практическая работа №1 «Приемы обращения с
лабораторным оборудованием»

1

3

Вещества в быту. Правила безопасного обращения с веществами.

1

4

Отравления бытовыми веществами. ПМП

1

5

Ожоги. ПМП

1

6

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Практическая
работа № 5 «Химические опыты с жевательной резинкой»

1

7

Химия продуктов растительного и животного происхождения. Практическая работа №2
«Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы»

1

8

Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители,
ароматизаторы

1

9

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека

1

10

Вещества, используемые при приготовлении пищи: растительные и животные масла.
Практическая работа №4 «Определение содержания жиров в семенах растений»

1

11

Генно-модифицированные продукты. Продукты быстрого приготовления и особенности их
производства. Сублимированные продукты

1

12

Напитки. Чай. Кофе. Соки

1

13

Газированные напитки. Практическая работа № 3 Анализ прохладительных напитков

1

14

Энергетики. Действие энергетиков на организм

1

15

Пищевые отравления. ПМП при отравлении продуктами питания

1

16

Лекарства. Классификация лекарств Практическая работа №6 « Домашняя аптечка» ПМП

1

при отравлениях лекарственными препаратами
17

Искусственные и натуральные косметические средства

1

18

Декоративная косметика

1

19

Средства личной гигиены

1

20

Мыла. Шампуни. Практическая работа № 7 «Определение среды в мылах и шампунях»

1

21

Синтетические моющие средства.Практическая работа № 8«Выведение пятен с ткани»

1

22

Вещества бытовой химии для дома

1

23

Вещества бытовой химии для дачи и огорода

1

24

Безопасное обращение со средствами бытовой химии

1

25

Практическая работа №9 «Составление инструкций по безопасной работе со средствами
бытовой химии»

1

26

Природные ресурсы.

1

27

Вода. Практическая работа № 10 «Анализ воды из природных источников»

1

28

Экология и охрана гидросферы

1

29

Экология и охрана атмосферы

1

30

Экология и охрана почвы

1

31

Защита проектов.

1

32

Промышленные и бытовые отходы. Утилизация бытовых отходов

1

33

Защита проектов.

1

34

Защита проектов.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».