МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ганчуковская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
гуманитарного цикла
Руководитель МС,
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Поплутина Н.М.
Постникова Л.П. ________________________ Приказ №37 от «26»
августа 2024 г.
Протокол №1 от «23»
Полковникова С.В.
августа 2024 г.
Протокол №1 от «26»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6069927)
«Робототехника»
для обучающихся 7-9 классов
х. Ганчуков 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную
образовательную
среду,
которая
способствуетразвитию
инженерного,
конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики
приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по
конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в
команде способствует формированию умения взаимодействовать с
соучениками, формулировать,
отстаивать свои идеи.
анализировать,
критически
оценивать,
LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что
позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И
при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и
такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять
самостоятельность в изучении темы. Программное обеспечение LEGO
MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в
частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты
прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3.
Цель курса:
Изучение курса «Робототехника» на уровне основного общего
образования направлено на достижение следующей цели: развитие интереса
школьников к технике и техническому творчеству.
Задачи:
1. Познакомить
с
практическим
проектирования, моделирования и
технических моделей.
освоением
изготовления
технологий
простейших
2. Развивать творческие способности и логическое мышление.
3. Выявить и развить природные задатки и способности детей,
помогающие достичь успеха в техническом творчестве.
2
Учебные материалы:
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 8-9
классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 – 292
с.
2. Набор конструкторов LEGO MINDSTORMS Education EV3
3. Программное обеспечениеLEGO
4. Материалы сайта http://www.prorobot.ru/lego.php,
5.
https://legorobot.lektorium.tv/hello-world
6. Средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор,
экран)
Общая характеристика курса
Одной из важных проблем в России являются её недостаточная
обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного
образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера.
Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя
требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области
управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и
более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать
интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.
Также данный курс даст возможность школьникам закрепить и
применить на практике полученные знания по таким дисциплинам, как
математика, физика, информатика, технология.На занятиях по техническому
творчеству учащиеся соприкасаются со смежными образовательными
областями. За счет использования запаса технических понятий и специальных
терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются
возможности лингвистического развития обучающегося.
При ознакомлении с правилами выполнения технических и
экономических расчетов при проектировании устройств и практическом
использовании тех или иных технических решений школьники знакомятся с
особенностями практического применения математики. Осваивая приемы
проектирования и конструирования, ребята приобретают опыт создания
реальных и виртуальных демонстрационных моделей.
3
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации
(выставка, состязание, конкурс, конференция ит.д.).
Для реализации программы используются образовательные конструкторы
фирмы Lego, конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он
представляет собой набор конструктивных деталей, позволяющих собрать
многочисленные варианты механизмов, набор датчиков, двигатели и
микрокомпьютер EV3, который управляет всей построенной конструкцией.
Cконструктором LEGO MINDSTORMS Education EV3идет необходимое
программное обеспечение.
Распределение часов на учебный год:
Количество часов по учебному плану школы - 34
Количество учебных недель - 34
Количество часов в неделю - 1
Планируемый результат:
Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать
формировать творческую личность.
Способствовать развитию интереса к технике, конструированию,
программированию,
высоким
технологиям,
формировать
навыки
коллективного труда.
Сформировать навыки конструирования и программирования роботов.
Сформировать мотивацию к осознанному выбору инженерной
направленности обучения в дальнейшем.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение в робототехнику (2 ч.)
Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные
направления применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с
конструктором LEGO
Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора
LEGOMINDSTORMSEV3. Визуальные языки программирования. Их основное
назначение
и возможности.
Команды управления
роботами.Среда
программирования модуля, основные блоки.
4
2. Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 EDU. (4 ч.)
Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами.
Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора.
Их название и назначение.
Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор
состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение
модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3,
сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и
машин. Виды соединений и передач и их свойства.
Сборка роботов. Сборка модели робота по инструкции.
Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа
оборотов колеса для прохождения заданного расстояния.
3. Датчики LEGOMINDSTORMSEV3 EDU и их параметры. (6 ч)
Датчики. Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение
задач на движение с использованием датчика касания.
Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с
использованием датчика цвета.
Ультразвуковой датчик. Решение задач на движение с использованием
датчика расстояния.
Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим приближения,
режим маяка.
Подключение датчиков и моторов.
Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта.
Управление мотором.
Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами
LEGOMINDSTORMS».
4. Основы программирования и компьютерной логики (9 ч.)
Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление
блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы.
Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений
роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях.
5
Программное обеспечение EV3. Среда LABVIEW. Основное окно.
Свойства и структура проекта. Решение задач на движение вдоль сторон
квадрата. Использование циклов при решении задач на движение.
Программные блоки и палитры программирования. Страница аппаратных
средств. Редактор контента. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск
модуля.
Решение задач на движение по кривой. Независимое управление
моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота.
Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на
движение с остановкой на черной линии.Решение задач на движение вдоль
линии. Калибровка датчика освещенности.
Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из
клеток.Соревнование роботов на тестовом поле.
5. Практикум по сборке роботизированных систем (8 ч.)
Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов.
Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории.
Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.
Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость
вращения сервомотора. Мощность. Управление роботом с помощью внешних
воздействий.
Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер.
Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное
движение.
Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием
нескольких разных видов датчиков. Решение задач на выход из лабиринта.
Ограниченное движение.
Проверочная работа №2 по теме «Виды движений роботов»
6. Творческие проектные работы (5 ч.)
Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной
траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле.
Конструирование собственной модели робота. Программирование и
испытание собственной модели робота. Подведение итогов работы учащихся.
6
Подготовка докладов, презентаций, стендовых материалов для итоговой
конференции. Завершение создания моделей роботов для итоговой выставки.
Общая продолжительность курса
распределены следующим образом:
составляет
35
часов,
которые
Учебно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Всего
Виды контроля
часов
1 Введение в робототехнику
2
2 Знакомство с роботами LEGO
4
MINDSTORMS EV3 EDU.
3 Датчики LEGO и их параметры.
6
Проверочная работа
4 Основы программирования и
9
Проверочная работа
компьютерной логики
5 Практикум по сборке
8
Практическая работа
роботизированных систем
6 Творческие проектные работы и
5
Соревнования
соревнования
моделей роботов.
Презентация
групповых проектов
34
ВСЕГО
Формы контроля
1. Практические занятия
2. Творческие проекты
При организации практических занятий и творческих проектов
формируются малые группы, состоящие из 2-3 учащихся. Для каждой группы
выделяется отдельное рабочее место, состоящее из компьютера и конструктора.
Преобладающей
формой
текущего
контроля
выступает
проверка
работоспособности робота:
выяснение технической задачи,
определение путей решения технической задачи
Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной
разработки работ.
7
Методы обучения
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание
учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых
примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия,
анализа и обобщения материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков
и умений в процессе разработки собственных моделей)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний,
навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения
практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а
также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятий
урок-консультация;
практикум;
урок-проект;
выставка;
соревнование;
Разработка каждого проекта реализуется
конструирования и программирования модели
предложенной задачи
в форме выполнения
робота для решения
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать:
1. роль и место робототехники в жизни современного общества;
2. основные сведение из истории развития робототехники в России и
мире;
3. основных понятия робототехники, основные технические термины,
связанные с процессами конструирования и программирования
роботов;
4. правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;
5. общее устройство и принципы действия роботов;
8
6. основные характеристики основных классов роботов;
7. общую методику расчета основных кинематических схем;
8. порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных
системах;
9. методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
10. основы популярных языков программирования;
11. правила техники безопасности при работе в кабинете оснащенным
электрооборудованием;
12. основные законы электрических цепей, правила безопасности при
работе с электрическими цепями, основные радиоэлектронные
компоненты;
13. определения
робототехнического
устройства,
наиболее
распространенные ситуации, в которых применяются роботы;
14. иметь представления о перспективах развития робототехники,
основные компоненты программных сред;
15. основные принципы компьютерного управления, назначение и
принципы работы цветового, ультразвукового датчика, датчика
касания, различных исполнительных устройств;
16. различные способы передачи механического
воздействия,
различные виды шасси, виды и назначение механических захватов;
уметь:
1. собирать простейшие модели с использованием EV3;
2. самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей
манипуляторы и роботов различного назначения;
3. использовать для программирования микрокомпьютер
(программировать на дисплее EV3)
4. владеть основными навыками работы
в
визуальной
EV3
среде
программирования, программировать собранные конструкции под
задачи начального уровня сложности;
5. разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования
типовые управления роботом
6. пользоваться
компьютером,
программными
необходимыми для обучения программе;
9
продуктами,
7. подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства,
собирать простейшие устройства с одним или несколькими
датчиками, собирать и отлаживать конструкции базовых роботов
8. правильно выбирать вид передачи механического воздействия для
различных технических ситуаций, собирать действующие модели
роботов, а также их основные узлы и системы
9. вести индивидуальные и групповые исследовательские работы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов
(наблюдение,
измерение,
опыт,
эксперимент,
моделирование
и
др.).
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых
функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять
процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных
связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе
заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в
ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по
одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение
различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование
предположений,
несложных
понимание
практических
необходимости
ситуаций,
их проверки
выдвижение
на
практике.
Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов
для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих
работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
самостоятельное выполнение
проектной деятельности.
различных
10
творческих
работ;
участие
в
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное
восприятие
устной
речи
и
способность
передавать
содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров,
проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование
различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в
речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,
признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний,
адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной
степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов,
конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование
выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение
причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений,
поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального
состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа
жизни.
11
Владение умениями совместной деятельности: согласование и
координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание
своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей
различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих
обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Список литературы
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6
классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 –
292 с.
2. Блог-сообщество любителей роботов Лего с примерами программ
[Электронный ресурс] /http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blogpost_21.html
3. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный
ресурс] http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view=
category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru
4. Образовательная программа «Введение в конструирование
роботов» и графический язык программирования роботов
[Электронный ресурс] /
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
5. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html
6. Программы для робота [Электронный ресурс] /
http://service.lego.com/en-us/helptopics/?questionid=2655
7. Материалы сайтов
8. http://www.prorobot.ru/lego.php
http://nau-ra.ru/catalog/robot
http://www.239.ru/robot
http://www.russianrobotics.ru/actions/actions_92.html
http://habrahabr.ru/company/innopolis_university/blog/210906/STEMробототехника
http://www.slideshare.net/odezia/2014-39493928
http://www.slideshare.net/odezia/ss-40220681
12
5.09.
12.09.
Раздел/
Тема
1 Роботы. Виды роботов.
Значение роботов в жизни
человека. Основные
направления применения
роботов.
Правила работы с
конструктором LEGO
2 Управление роботами.
Методы общения с
роботом.
Состав конструктора
LEGOMINDSTORMSEV3.
Языки программирования.
Среда программирования
модуля, основные блоки.
Кол-во часов
№ уроков
Календарные
сроки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планируемые результаты обучения
Предметные
результаты
Универсальные учебные
действия УУД
Тема 1. Введение в робототехнику (2 ч)
1 Иметь
общие Регулятивные:
представления
о целеполагание –
значение роботов в формулировать и
жизни человека.
удерживать учебную
Знать правила работы задачу;
с конструктором
планирование – выбирать
действия
в соответствии с
1 Знание понятия
поставленной задачей и
алгоритма,
условиями ее реализации.
исполнителя
Познавательные:
алгоритма, системы
общеучебные –
команд исполнителя
использовать общие
(СКИ)
приемы решения
Иметь общее
представление о среде поставленных задач;
Коммуникативные:
программирования
инициативное
модуля, основных
сотрудничество – ставить
блоках.
вопросы, обращаться за
помощью, проявлять
активность для решения
коммуникативных задач
13
Личностные
результаты
Смыслообразование
– адекватная
мотивация учебной
деятельности.
Нравственноэтическая
ориентация –
умение избегать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций
Виды контроля
Беседа,
Зачет по
правилам работы
с конструктором
LEGO
Индивидуальный
, фронтальный
опрос
19.09.
3
26.09.
4
3.10.
5
10.10.
6
Тема 2. Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 EDU. (4 ч)
Правила техники
1 Знание составных
Регулятивные:планирова Смыслообразование
безопасности при работе с
частей универсального ние – выбирать действия в – адекватная
роботами-конструкторами.
комплекта LEGO
соответствии с
мотивация учебной
Правила обращения с
MINDSTORMS EV3
поставленной задачей и
деятельности;
роботами. Основные
EDU и их функций.
условиями ее реализации. актуализация
механические детали
Способность учащихся Познавательные:общеуч сведений из личного
конструктора и их
воспроизвести этапы
ебные – умение
жизненного опыта;
назначение.
сборки и ответить на
самостоятельно выделять формирование
вопросы.
и формулировать
готовности к
познавательную цель
продолжению
Модуль EV3. Обзор, экран, 1 Знание назначение
умение разделять
обучения с целью
кнопки управления
кнопок модуля EV3.
процессы
на
этапы,
получения
модулем, индикатор
Умение составить
звенья; выделение
инженерного
состояния, порты.
простейшую
характерных
причиннообразования;
Установка батарей,
программу по
следственных связей.
освоение типичных
способы экономии
шаблону, сохранять и
Коммуникативные:иниц ситуаций управления
энергии.
запускать программу
иативное сотрудничество роботами.
Включение модуля EV3.
на выполнение
– ставить вопросы,
НравственноЗапись программы и
обращаться за помощью;
этическая
запуск ее на выполнение.
проявлять активность во
ориентация –
Сервомоторы EV3,
Знание параметров
взаимодействии для
умение избегать
сравнение моторов.
мотора и их влияние
решения
конфликтов и
Мощность и точность
на работу модели
коммуникативных
задач
находить выходы из
мотора. Механика
Иметь представление о
спорных ситуаций
механизмов и машин.
видах соединений и
Видысоединений и
передач.
передач и их свойства.
Сборка модели робота по
1 Способность учащихся
инструкции.
воспроизвести этапы
Программирование
сборки и ответить на
движения вперед по
вопросы.
прямой траектории. Расчет
Умение выполнить
числа оборотов колеса для
расчет числа оборотов
прохождения заданного
колеса для
14
Беседа
Зачет по
правилам
техники
безопасности
Беседа,
практикум
Беседа,
практикум
Беседа,
практикум
расстояния.
17.10.
7
24.10.
8
7.11.
9
14.11.
1
0
21.11.
1
1
28.11.
1
2
прохождения
заданного расстояния.
Тема 3. Датчики LEGOMINDSTORMSEV3 EDU и их параметры. (6 ч)
Датчик касания.
1 Умение решать задачи Регулятивные:планирова Смыслообразование–
Устройство датчика.
на движение с
ние – выбирать действия в адекватная
Практикум. Решение задач
использованием
соответствии с
мотивация учебной
на движение с
датчика касания.
поставленной задачей и
деятельности.
использованием датчика
условиями ее реализации. Нравственнокасания.
Познавательные:общеуч этическая
ебные – самостоятельно
ориентация –
Датчик цвета, режимы
1 Знание влияние
выделять и
умение избегать
работы датчика. Решение
предметов разного
формулировать
конфликтов и
задач на движение с
цвета на показания
находить выходы из
использованием датчика
датчика освещенности познавательную цель.
Коммуникативные:иниц спорных ситуаций
иативное сотрудничество
– ставить вопросы,
Ультразвуковой датчик.
1 Знание особенностей
обращаться за помощью;
Решение задач на
работы датчика
движение с
Умение решать задачи проявлять активность во
взаимодействии для
использованием датчика
на движение с
решения
расстояния
использованием
коммуникативных задач
датчика расстояния.
Гироскопический датчик.
1 Умение решать задачи управление
коммуникацией –
Инфракрасный датчик,
на движение с
адекватно использовать
режим приближения,
использованием
речьдля планирования и
режим маяка.
гироскопического
регуляции своей
датчика.
деятельности
Подключение датчиков и
1 Умение называть
моторов.
датчики, их функции и
Интерфейс модуля EV3.
способы подключения
Приложения модуля.
к модулю;
Представление порта.
правильно работать с
Управление мотором.
конструктором
Проверочная работа № 1
1 Обобщение и
по теме «Знакомство с
систематизация
15
Беседа,
практикум
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Беседа,
практикум
Беседа,
практикум
Проверочная
работа № 1
5.12.
1
3
12.12.
1
4
19.12.
1
5
26.12.
1
6
роботами
основных понятий по
LEGOMINDSTORMS».
теме
Тема 4. Основы программирования и компьютерной логики (9 ч)
Среда программирования
1 Способность учащихся Регулятивные УУД:
Смыслообразование
модуля. Создание
воспроизвести этапы
планирование – адекватная
программы.
программирования и
определение
мотивация учебной
Удаление блоков.
ответить на вопросы.
последовательности
деятельности;
Выполнение программы.
промежуточных целей с
актуализация
Сохранение и открытие
учетом конечного
сведений из личного
программы.
результата.
жизненного опыта;
Умение использовать
формирование
Счетчик касаний.
1 Умение использовать
готовности к
различные средства
Ветвление по датчикам.
ветвления при
самоконтроля (дневник,
продолжению
Методы принятия решений
решении задач на
портфолио, таблицы
обучения с целью
роботом. Модели
движение
достижения результатов,
получения
поведения при
беседа с учителем и т.д.).
инженерного
разнообразных ситуациях.
образования;
Познавательные
УУД:
Программное обеспечение 1 Умение использовать
Умение Исследование
освоение типичных
EV3.
циклы при решении
несложных
практических
ситуаций управления
Среда LABVIEW.
задач на движение
ситуаций, выдвижение
роботами.
Основное окно
предположений,
НравственноСвойства и структура
понимание
этическая
проекта.
необходимости их
ориентация –
Решение задач на
проверки на практике.
умение избегать
движение вдоль сторон
Использование
конфликтов и
квадрата.Использование
практических
и
находить выходы из
циклов при решении задач
лабораторных работ,
спорных ситуаций
на движение.
несложных
экспериментов
Программные блоки и
Способность учащихся
для доказательства
палитры
воспроизвести этапы
выдвигаемых
программирования
сборки и
предположений; описание
Страница аппаратных
программирования и
результатов этих работ
средств
ответить на вопросы
Коммуникативные УУД:
Редактор контента
учителя.
Умение определять
Инструменты
16
Беседа,
практикум
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Беседа,
практикум
Беседа,
практикум
Устранение неполадок.
Перезапуск модуля
Решение задач на
движение по кривой.
Независимое управление
моторами. Поворот на
заданное число градусов.
Расчет угла поворота.
Использование нижнего
датчика освещенности.
Решение задач на
движение с остановкой на
черной линии.
16.01.
1
7
23.01.
1
8
30.01.
1 Решение задач на
9 движение вдоль линии.
Калибровка датчика
освещенности.
2 Программирование
0 модулей. Решение задач на
прохождение по полю из
клеток
2 Соревнование роботов на
1 тестовом поле. Зачет
времени и количества
ошибок
6.02.
13.02.
20.02.
Способность учащихся
воспроизвести этапы
программирования и
выполнять расчет угла
поворота.
Умение решать задачи
на движение с
остановкой на черной
линии
Умение решать задачи
на движение вдоль
черной линии
Умение решать задачи
на прохождение по
полю из клеток.
наиболее рациональную
последовательность
действий по
коллективному
выполнению учебной
задачи (план, алгоритм,
модули и т.д.), а также
адекватно оценивать и
применять свои
способности в
коллективной
деятельности.
Умение самостоятельно
оценивать свою
деятельность и
деятельность членов
коллектива посредством
сравнения с
деятельностью других,
установленными нормами.
Умение использовать
монолог и диалог для
выражения и
доказательства своей
точки зрения.
Обобщение и
систематизация
основных понятий по
теме «Основы
программирования»
Тема 5. Практикум по сборке роботизированных систем (8 ч)
2 Измерениеосвещенности.
1 Знание назначения и
Формирование
Регулятивные УУД:
2 Определение цветов.
основных режимов
планирование понятия связи
Распознавание цветов.
работы датчика цвета
определение
различных явлений,
Использование
последовательности
процессов, объектов;
конструктора в качестве
промежуточных целей с
актуализация
цифровой лаборатории.
учетом конечного
сведений из личного
17
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Беседа,
практикум
Соревнование
роботов
Беседа,
практикум
27.02.
2 Измерение расстояний до
3 объектов.
Сканирование местности.
6.03.
2 Сила. Плечо силы.
4 Подъемный кран. Счетчик
оборотов. Скорость
вращения сервомотора.
Мощность.
2 Управление роботом с
5 помощью внешних
воздействий.
Реакция робота на звук,
цвет, касание.
Таймер.
13.03.
20.03.
2 Движение по замкнутой
6 траектории. Решение задач
на криволинейное
движение.
3.04.
2 Конструирование моделей
7 роботов для решения задач
с использованием
нескольких разных видов
датчиков.
1 Знание назначение и
основных режимов
работы
ультразвукового
датчика.
1 Умение выполнять
расчеты при
конструировании
подъемного крана.
1 Умение
программировать
робота,
останавливающегося
на определенном
расстоянии до
препятствия
Написание программы
для движения по кругу
через меню
контроллера. Запуск и
отладка программы.
Написание других
простых программ на
выбор учащихся и их
самостоятельная
отладка.
1 Написание программы
для движения по
контуру треугольника,
квадрата.
Робот, записывающий
траекторию движения
и потом точно её
результата.
умение вносить
необходимые дополнения
и изменения в ходе
решения задач.
Познавательные УУД:
Формирование
системного мышления –
способность к
рассмотрению и описанию
объектов, явлений,
процессов в виде
совокупности более
простых элементов,
составляющих единое
целое.
осуществить перенос
знаний, умений в новую
ситуацию для решения
проблем, комбинировать
известные средства для
нового решения проблем;
Коммуникативные УУД:
Умение определять
наиболее рациональную
последовательность
действий по
коллективному
выполнению учебной
задачи (план, алгоритм,
модули и т.д.), а также
адекватно оценивать и
применять свои
способности в
18
жизненного опыта
информационной
деятельности;
освоение типичных
ситуаций управления
роботами, включая
цифровую бытовую
технику.
формирование
умения
осуществлять
совместную
информационную
деятельность, в
частности, при
выполнении
учебных заданий, в
том числе проектов.
Беседа,
практикум
Беседа,
практикум
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
10.04.
17.04.
24.04.
8.05.
15.05.
22.05.
воспроизводящий
коллективной
деятельности.
2 Решение задач на выход из 1 Создание и отладка
Умение самостоятельно
8 лабиринта. Ограниченное
программы для
оценивать свою
движение.
движения робота
деятельность и
внутри помещения и
деятельность членов
самостоятельно
коллектива посредством
огибающего
сравнения с
препятствия.
деятельностью других.
2 Проверочная работа №2 по 1 Обобщение и
Умение использовать
9 теме «Виды движений
систематизация
информацию с учётом
роботов»
основных понятий по
теме «Виды движений этических и правовых
норм.
роботов»
6. Творческие проектные работы и соревнования(6 ч)
3 Работа над проектами
Умение составлять
Регулятивные:целеполаг
0 «Движение по заданной
план действий для
ание – преобразовывать
траектории»,
решения сложной
практическую задачу
«Кегельринг».
задачи
в образовательную;
Правила соревнований.
контроль и самоконтроль
– использовать
3 Конструирование
Разработка
1 собственной модели
собственных моделей в установленные правила в
контроле способа решения
робота
группах.
задачи.
3 Программирование и
Программирование
Познавательные:обще
2 испытание собственной
модели в группах
учебные – Творческое
модели робота.
решение учебных и
практических задач:
3 Презентации и защита
Презентация моделей
умение мотивированно
3 проекта «Мой уникальный
отказываться от образца,
робот»
искать оригинальные
3 Презентации и защита
Презентация моделей
решения; самостоятельное
4 проекта «Мой уникальный
выполнение различных
робот»
творческих работ; участие
в проектной деятельности
19
Индивидуальный
, собранная
модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Проверочная
работа №2
Самоопределение –
самостоятельность и
личная
ответственность за
свои поступки.
Смыслообразование
– самооценка на
основе критериев
успешности учебной
деятельности
Нравственноэтическая
ориентация –
навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать
конфликтных
ситуаций и находить
Соревнования
Решение задач
(инд. и групп)
Решение задач
(инд. и групп)
Защита проекта
Защита проекта
Коммуникативные:взаи
модействие –
формулировать
собственное мнение и
позицию
20
выходы