МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
естественноматематического цикла
Руководитель МС,
заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
Поплутина Н.М.
приказ
№
37
от «26»
________________________ ________________________
августа 2024 г.
Сасько Н.Н.
Полковникова С.В.
протокол № 1 от «23»
протокол № 1 от «26»
августа 2024 г.
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5627846)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"
для обучающихся 7-9 классов
х.Ганчуков 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Физика вокруг нас"
Внеурочная деятельность «Физика вокруг нас» способствует развитию
целостного видения природных явлений, а также, не перегружая детей,
используя различные формы проведения занятий, прививает интерес к
предметам естественного цикла и постепенно готовит их к дальнейшей
исследовательской деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Физика
вокруг нас"
Цель: способствовать овладению учащимися навыками организации и
проведения экспериментальных работ
Задачи:
формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного
представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;
овладение простейшими практическими умениями и навыками в области
физики, химии и биологии.
удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение
наклонностей и развитие их творческих способностей;
развитие способностей к самостоятельному мышлению;
развитие коммуникативных способностей.
воспитание ответственности и бережного отношения к природе;
формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.
привитие интереса к изучению явлений природы
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Физика вокруг нас" В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Количество часов, на которое рассчитана программа На изучение предмета
отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Физика вокруг нас"
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Физика
вокруг нас"
7 - 9 КЛАСС
Первоначальные сведения.
Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления
измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела.
Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела.
Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги
Взаимодействие тел.
Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной
формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы
и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение
жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения.
Давление. Давление жидкостей и газов
Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение
давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на
поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде.
Определение плотности твердого тела. Определение объема куска льда.
Изучение условия плавания тел.
Работа и мощность. Энергия
Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме по
ступенькам. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести
плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение
кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии.
Великие учёные
Биография учёных-физиков и их достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности учащихся;
- мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации
поступить в соответствии с правилами поведения;
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не
обращенную к учащемуся;
-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Личностные результаты в рамках программы воспитания
Патриотическое воспитание:
—проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений
физики;
—осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учёного.
Эстетическое воспитание:
—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей
культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения на
транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в
домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, требующих в
том числе и физических знаний;
—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение физических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
—осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и
проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области
физики;
—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду,
возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Р. –уметь работать по предложенным инструкциям; умение излагать мысли
в четкой логической последовательности;
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные
операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить
ошибки, устанавливать их причины.
П. – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в
результате совместной работы всего класса; уметь анализировать явления
К. – уметь работать в паре и коллективе; эффективно распределять
обязанности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7-9 КЛАСС
уметь пользоваться методами научного исследования явлений
природы;
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
обрабатывать результаты измерений;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул;
обнаруживать зависи-мости между физическими величинами;
объяснять полученные результаты и делать выводы;
оценивать границы погрешностей результатов измерений;
уметь применять теоретические знания по физике на практике;
решать физические задачи на применение полученных знаний;
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей
физические законы;
уметь докладывать о результатах своего исследования;
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы;
использовать справочную литературу и другие источники
информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 – 9 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Первоначальные сведения о
строении вещества
Взаимодействие тел
Основное содержание
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
7
Цена деления измерительного
прибора. Определение цены
деления измерительного
цилиндра. Определение
геометрических размеров тела.
Изготовление измерительного
цилиндра. Измерение
температуры тела. Измерение
размеров малых тел. Измерение
толщины листа бумаги.
проведение
измерений,
исследование
и проведение
опытов
https://resh.edu.ru/
http://classfizika.ru/
9
Измерение скорости движения
тела. Измерение массы тела
неправильной формы. Измерение
плотности твердого тела.
Измерение объема пустоты.
Исследование зависимости силы
тяжести от массы тела.
Определение массы и веса
воздуха. Сложение сил,
направленных по одной прямой.
Измерение жесткости пружины.
Измерение коэффициента силы
проведение
измерений,
объяснений
физических
явлений,
процессов и
свойств тел
https://resh.edu.ru/
http://classfizika.ru/
Количество
часов
трения скольжения.
3
4
5
Давление. Давление жидкостей
и газов
Работа и мощность. Энергия
Великие учёные
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6
Исследование зависимости
давления от площади
поверхности. Определение
давления твердого тела.
Вычисление силы, с которой
атмосфера давит на поверхность
стола. Определение массы тела,
плавающего в воде. Определение
плотности твердого тела.
Определение объема куска льда.
Изучение условия плавания тел.
исследование
и проведение
опытов,
использовани
е законов и
формул для
вычисления
https://resh.edu.ru/
http://classfizika.ru/
5
Вычисление работы и мощности,
развиваемой учеником при
подъеме по ступенькам.
Определение выигрыша в силе.
Нахождение центра тяжести
плоской фигуры. Вычисление
КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии.
Измерение потенциальной
энергии.
проведение
эксперименто
в, опытов,
проведение
измерений и
расчетов
https://resh.edu.ru/
http://classfizika.ru/
7
Биография учёных-физиков и их
достижений.
работа с
информацией
https://resh.edu.ru/
http://classfizika.ru/
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 - 9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
1
https://workprogram.edsoo.ru/
https://globallab.ru/
2
Экспериментальная работа № 1
«Определение цены деления различных
приборов».
1
https://globallab.ru/
3
Экспериментальная работа № 2
«Определение геометрических размеров
тел».
1
https://globallab.ru/
4
Практическая работа № 1 «Изготовление
измерительного цилиндра»
1
5
Экспериментальная работа № 3
«Измерение температуры тел»
1
6
Экспериментальная работа № 4
«Измерение размеров малых тел».
1
7
Экспериментальная работа № 5
«Измерение толщины листа бумаги»
1
8
Экспериментальная работа № 6
«Измерение скорости движения тел».
1
9
Экспериментальная работа №7
«Измерение массы 1 капли воды».
1
10
Экспериментальная работа № 8
1
https://globallab.ru/
«Измерение плотности куска сахара»
11
Экспериментальная работа № 9
«Измерение плотности хозяйственного
мыла».
1
12
Экспериментальная работа № 10
«Исследование зависимости силы тяжести
от массы тела».
1
13
Экспериментальная работа № 11
«Определение массы и веса воздуха в
комнате»
1
14
Экспериментальная работа № 12
«Сложение сил, направленных по одной
прямой»
1
15
Экспериментальная работа № 13
«Измерение жесткости пружины»
1
16
Экспериментальная работа № 14
«Измерение коэффициента силы трения
скольжения».
1
17
Экспериментальная работа № 15
«Исследование зависимости давления от
площади поверхности»
1
18
Экспериментальная работа № 16
«Определение давления цилиндрического
тела». Как мы видим?
1
19
Экспериментальная работа № 17
«Вычисление силы, с которой атмосфера
давит на поверхность стола». Почему мир
разноцветный.
1
20
Экспериментальная работа № 18
«Определение массы тела, плавающего в
воде».
1
21
Экспериментальная работа № 19
«Определение плотности твердого тела».
1
22
Экспериментальная работа № 20
«Изучение условий плавания тел».
1
23
Экспериментальная работа № 21
«Вычисление работы, совершенной
школьником при подъеме по ступенькам»
1
24
Экспериментальная работа № 22
«Вычисление мощности развиваемой
школьником при подъеме по ступенькам»
1
25
Экспериментальная работа № 23
«Определение выигрыша в силе, который
дает подвижный и неподвижный блок».
1
26
Экспериментальная работа № 24
«Вычисление КПД наклонной плоскости».
1
27
Экспериментальная работа № 25
«Измерение кинетической энергии тела»
1
28
Биография учёных-физиков и их
достижений.
1
29
Биография учёных-физиков и их
достижений.
1
30
Биография учёных-физиков и их
достижений.
1
31
Биография учёных-физиков и их
достижений.
1
https://globallab.ru/
https://class-fizika.narod.ru/
globallab.ru
https://class-fizika.narod.ru/
globallab.ru
https://class-fizika.narod.ru/
globallab.ru
32
Биография учёных-физиков и их
достижений.
1
https://class-fizika.narod.ru/
33
Биография учёных-физиков и их
достижений.
1
https://class-fizika.narod.ru/
34
Биография учёных-физиков и их
достижений.
1
https://class-fizika.narod.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0