МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
гуманитарного цикла
Руководитель МС,
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
[Поплутина Н.М.]
Приказ
№37
от «26»
[Постникова Л.П.] ________________________
августа 2024 г.
Протокол №1 от «23»
[Полковникова С.В.]
августа 2024 г.
Протокол №1 от «26»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5918368)
"Финансовая грамотность"
для обучающихся 7-9 классов
х. Ганчуков 2024-2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА"ФИНАНСОВА
Я ГРАМОТНОСТЬ"
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в
соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение
планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков,
на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в
области финансов, формирование активной жизненной позиции,
основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах
финансово -грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
применение полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие
собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения
информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в
сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и
проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги,их история,виды,функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с
такими учебными предметами, как математика, история, технология,
география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование
экономических задач и включение их в курс математики, работу на
различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими
простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года»,
«Расходы
на
проведение
праздника
(школьного,
семейного,
государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры,практическиезаданияпоработеспростойфинансовойинформац
ией;
• построение графиков и диаграмм;
• миниисследованияипроектывобластиэкономическихотношенийвсемьеио
бществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, 6 анализа и
предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и
работы в малых группах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 7-9 классов в сфере экономики семьи. Курс
рассчитан на 33 часа.
Форма обучения:очная.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение в курс«Финансовая грамотность»(4 ч.).
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет.
Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники
доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов
семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный
баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение.
Контроль расходов.
Доходы и расходы семьи (15ч.).
Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная
платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные
деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные
деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка
финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление
личным временем и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы
финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и
потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное
финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства.
Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого
защититься (10ч.).
Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.
Повторение и систематизация учебного материала курса «Финансовой
грамотности» 79 классов (4ч.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения
курса
«Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса,
каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых
жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать
обоюдного взаимопонимания;
• пониманиенеобходимостисобственнойфинансовойграмотностиимотивац
иикеёразвитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретациипростойфинансовойинформации,
содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и
журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму
и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней
заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов
россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о
валютных курсах;
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием; • построение рассужденийобоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет- калькуляторов, рассчитывать доходы и
расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по
депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические
данные, простая финансовая информация, учебный проект в области
экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в
семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных
результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности
на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка
выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;
•
применениеприёмовсаморегуляциидлядостиженияэффектовуспокоения,в
осстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных
проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи,
проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение
•
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов сторон;
• умение формулировать,аргументироватьиотстаиватьсвоёмнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),
создавать и представлять результаты учебных проектов в области
экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и
обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии
для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
Предметныерезультатыизучениякурса«Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага,
деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов,
инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в
экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых
расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
• определениеэлементарныхпроблемвобластисемейныхфинансовинахожде
ниепутейихрешения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Введение в курс "Финансовая
грамотность".
Количество
часов
4
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Личное
финансовое
планирование.
Личный бюджет.
Семейный
бюджет. Доходы
семейного
бюджета. Виды
доходов
семейного
бюджета.
Источники
доходов
семейного
бюджета.
Расходы
семейного
бюджета. Виды
расходов
семейного
бюджета.
Мастерская
портфолио,
постановка
учебной
задачи.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Сбережения.
Накопления.
Дорогие покупки.
Бюджетный
баланс. Дефицит.
Профицит.
Бюджетная
дисциплина.
Налоговое
поведение.
Контроль
расходов.
2
Доходы и расходы семьи.
15
Деньги и их
виды. Функции
денег. Платёжные
системы.
Национальная
платёжная
система. Быстрые
платежи.
Наличные
деньги.
Безналичные
деньги. Валюты.
Российский рубль
— национальная
валюта.
Электронные
деньги.
Цифровой рубль.
Практикум,
защита
проектов,
миниисследование,
игра,
контроль
знаний,
выставка
портфолио.
Сущность,
причины и виды
инфляции.
Подушка
финансовой
безопасности.
Благополучие
семьи и финансы.
Управление
личным временем
и финансами.
Виды
финансовых
решений.
Альтернативы
финансовых
решений.
Софинасирование
семейных
расходов.
Стереотипы и
потребности.
Обмен.
Ответственное и
разумное
потребление.
Осознанное
финансовое
поведение.
Собственность.
Имущество и
обязательства.
3
Риски потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься.
10
Финансовые
риски. Личная
ответственность
при
использовании
денег.
4
Повторение и систематизация учебного
материала курса "Финансовой
грамотности".
4
Повторение
изученного.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
Практикум,
игра, миниисследование,
защита
проектов,
контроль
знаний,
выставка
портфолио.
Решение
заданий.
8 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Введение в курс "Финансовая
грамотность".
Количество
часов
4
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Личное
финансовое
планирование.
Личный бюджет.
Семейный
бюджет. Доходы
семейного
бюджета. Виды
доходов
семейного
бюджета.
Источники
доходов
семейного
бюджета.
Расходы
семейного
бюджета. Виды
расходов
семейного
бюджета.
Сбережения.
Накопления.
Мастерская
портфолио,
постановка
учебной
задачи.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Дорогие покупки.
Бюджетный
баланс. Дефицит.
Профицит.
Бюджетная
дисциплина.
Налоговое
поведение.
Контроль
расходов.
2
Доходы и расходы семьи.
15
Деньги и их
виды. Функции
денег. Платёжные
системы.
Национальная
платёжная
система. Быстрые
платежи.
Наличные
деньги.
Безналичные
деньги. Валюты.
Российский рубль
— национальная
валюта.
Электронные
деньги.
Цифровой рубль.
Сущность,
причины и виды
Практикум,
защита
проектов,
миниисследование,
игра,
контроль
знаний,
выставка
портфолио.
инфляции.
Подушка
финансовой
безопасности.
Благополучие
семьи и финансы.
Управление
личным временем
и финансами.
Виды
финансовых
решений.
Альтернативы
финансовых
решений.
Софинасирование
семейных
расходов.
Стереотипы и
потребности.
Обмен.
Ответственное и
разумное
потребление.
Осознанное
финансовое
поведение.
Собственность.
Имущество и
обязательства.
3
Риски потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься.
10
Финансовые
риски. Личная
ответственность
при
использовании
денег.
4
Повторение и систематизация учебного
материала курса "Финансовой
грамотности".
4
Повторение
изученного.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
Практикум,
игра, миниисследование,
защита
проектов,
контроль
знаний,
выставка
портфолио.
Решение
заданий.
9 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Введение в курс "Финансовая
грамотность".
Количество
часов
4
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Личное
финансовое
планирование.
Личный бюджет.
Семейный
бюджет. Доходы
семейного
бюджета. Виды
доходов
семейного
бюджета.
Источники
доходов
семейного
бюджета.
Расходы
семейного
бюджета. Виды
расходов
семейного
бюджета.
Сбережения.
Накопления.
Мастерская
портфолио,
постановка
учебной
задачи.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Дорогие покупки.
Бюджетный
баланс. Дефицит.
Профицит.
Бюджетная
дисциплина.
Налоговое
поведение.
Контроль
расходов.
2
Доходы и расходы семьи.
15
Деньги и их
виды. Функции
денег. Платёжные
системы.
Национальная
платёжная
система. Быстрые
платежи.
Наличные
деньги.
Безналичные
деньги. Валюты.
Российский рубль
— национальная
валюта.
Электронные
деньги.
Цифровой рубль.
Сущность,
причины и виды
Практикум,
защита
проектов,
миниисследование,
игра,
контроль
знаний,
выставка
портфолио.
инфляции.
Подушка
финансовой
безопасности.
Благополучие
семьи и финансы.
Управление
личным временем
и финансами.
Виды
финансовых
решений.
Альтернативы
финансовых
решений.
Софинасирование
семейных
расходов.
Стереотипы и
потребности.
Обмен.
Ответственное и
разумное
потребление.
Осознанное
финансовое
поведение.
Собственность.
Имущество и
обязательства.
3
Риски потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься.
10
Финансовые
риски. Личная
ответственность
при
использовании
денег.
4
Повторение и систематизация учебного
материала курса "Финансовой
грамотности".
4
Повторение
изученного.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
Практикум,
игра, миниисследование,
защита
проектов,
контроль
знаний,
выставка
портфолио.
Решение
заданий.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Почему важно развивать свою
финансовую грамотность.
1
2
Отчего зависит благосостояние семьи.
1
3
Учимся оценивать финансовое поведение
людей
1
4
Учимся оценивать свое финансовое
поведение.
1
5
Деньги: что это такое.
1
6
Учебные мини-проекты «Деньги».
1
7
Из чего складываются доходы семьи.
1
8
Учимся считать семейные доходы.
1
9
Исследуем доходы семьи.
1
10
Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
1
11
Как появляются расходы семьи
1
12
Учимся считать семейные расходы.
1
13
Исследуем расходы семьи.
1
14
Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
1
15
Как сформировать семейный бюджет.
1
16
Ролевая игра «Семейный совет по
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
составлению бюджета».
17
Учебные мини–проекты «Семейный
бюджет».
1
18
Обобщение результатов изучения модуля
«Доходы и расходы семьи».
1
19
Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи».
1
20
Почему возникают риски потери денег и
имущества, и как от этого защититься.
1
21
Что такое страхование и для чего оно
необходимо.
1
22
Что и как можно страховать.
1
23
Ролевая игра «Страхование».
1
24
Исследуем, что застраховано в семье и
сколько это стоит.
1
25
Как определить надежность страховых
компаний.
1
26
Как работает страховая компания.
1
27
Учебные мини–проекты «Страхование».
1
28
Обобщение результатов изучения модуля
«Риски потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься».
1
29
Презентация портфолио «Риски потери
денег и имущества, и как Человек может
от этого защититься».
1
30
Повторение и систематизация знаний.
1
31
Повторение и систематизация знаний.
1
32
Повторение и систематизация знаний.
1
33
Итоговый урок. Промежуточная
аттестация
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
0
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Почему важно развивать свою
финансовую грамотность.
1
2
Отчего зависит благосостояние семьи.
1
3
Учимся оценивать финансовое поведение
людей
1
4
Учимся оценивать свое финансовое
поведение.
1
5
Деньги: что это такое.
1
6
Учебные мини-проекты «Деньги».
1
7
Из чего складываются доходы семьи.
1
8
Учимся считать семейные доходы.
1
9
Исследуем доходы семьи.
1
10
Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
1
11
Как появляются расходы семьи.
1
12
Учимся считать семейные расходы.
1
13
Исследуем расходы семьи.
1
14
Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
1
15
Как сформировать семейный бюджет.
1
16
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета».
1
17
Учебные мини–проекты «Семейный
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
бюджет».
18
Обобщение результатов изучения модуля
«Доходы и расходы семьи».
1
19
Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи».
1
20
Почему возникают риски потери денег и
имущества, и как от этого защититься.
1
21
Что такое страхование и для чего оно
необходимо.
1
22
Что и как можно страховать.
1
23
Ролевая игра «Страхование».
1
24
Исследуем, что застраховано в семье и
сколько это стоит.
1
25
Как определить надежность страховых
компаний.
1
26
Как работает страховая компания.
1
27
Учебные мини–проекты «Страхование».
1
28
Обобщение результатов изучения модуля
«Риски потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься».
1
29
Презентация портфолио «Риски потери
денег и имущества, и как Человек может
от этого защититься».
1
30
Повторение и систематизация знаний.
1
31
Повторение и систематизация знаний.
1
32
Повторение и систематизация знаний.
1
33
Итоговый урок. Промежуточная
1
аттестация
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
0
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Почему важно развивать свою
финансовую грамотность.
1
2
Отчего зависит благосостояние семьи.
1
3
Учимся оценивать финансовое поведение
людей
1
4
Учимся оценивать свое финансовое
поведение.
1
5
Деньги: что это такое.
1
6
Учебные мини-проекты «Деньги».
1
7
Из чего складываются доходы семьи.
1
8
Учимся считать семейные доходы.
1
9
Исследуем доходы семьи.
1
10
Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
1
11
Как появляются расходы семьи.
1
12
Учимся считать семейные расходы.
1
13
Исследуем расходы семьи.
1
14
Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
1
15
Как сформировать семейный бюджет.
1
16
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета».
1
17
Учебные мини–проекты «Семейный
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
бюджет».
18
Обобщение результатов изучения модуля
«Доходы и расходы семьи».
1
19
Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи».
1
20
Почему возникают риски потери денег и
имущества, и как от этого защититься.
1
21
Что такое страхование и для чего оно
необходимо.
1
22
Что и как можно страховать.
1
23
Ролевая игра «Страхование».
1
24
Исследуем, что застраховано в семье и
сколько это стоит.
1
25
Как определить надежность страховых
компаний.
1
26
Как работает страховая компания.
1
27
Учебные мини–проекты «Страхование».
1
28
Обобщение результатов изучения модуля
«Риски потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься».
1
29
Презентация портфолио «Риски потери
денег и имущества, и как Человек может
от этого защититься».
1
30
Повторение и систематизация знаний.
1
31
Повторение и систематизация знаний.
1
32
Повторение и систематизация знаний.
1
33
Итоговый урок. Промежуточная
1
аттестация
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
0