МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель
МСЗаместитель
директора по УВР
Директор
________________________
Поплутина Н.М.
Приказ №37 от «26» 08
2024 г.
________________________
Полковникова С.В.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5634809)
Букварь медиации
для обучающихся 5-6 классов
Х. Ганчуков 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от
29 декабря . № 273-ФЗ).
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской
области»;
Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
ФГОС
Устав МБОУ Ганчуковской ООШ;
Основная образовательная программа начального и основного
общего образования
Рабочая программа к курсу «Курс медиации »составлена в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования на основе
методического пособия Уваровой О.А. «Школьная служба
восстановительной медиации» (примирения) – Издательство «Учитель
»,2020год, с.1-123
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Букварь медиации
Актуальность проблемы
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема
конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим,
проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук,
таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.
д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее
практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет
будет изучаться в школе. Эта тема – одна из актуальных в наше время.
Стрельба, нападение, разборки, драки… Это – приметы нашего времени.
Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать
выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных
взаимоотношений.
Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность,
взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую
непосредственность в поведении, у него появляется другая логика
мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он
приобретает не только новые знания и умения, но и определенный
социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его
жизни.
Важнейшая задача школьного обучения – формирование полноценных
граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того,
чем будут заниматься повзрослевшие школьники, как они взаимодействуют
и общаются, умеют ли сотрудничать с представителями старшего возраста и
сверстниками и строить конструктивно-партнерские взаимоотношения.
Оптимистическая перспектива жизни и коммуникативные умения
способствует построению гармоничных взаимоотношений с другими
людьми и позитивному целостному становлению личности учащихся,
начиная с подросткового возраста. Рост общего уровня конфликтности
современного общества определяет направление поисков систем работы с
участниками разнообразных школьных конфликтов и подготовки учеников
к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения
острой конфронтации. Проблема формирования конфликтологической
компетентности приобретает актуальность в плане улучшения
межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей
успешности педагогического процесса
«Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом: кому
принадлежат эти апельсины по праву.– Тому, кто первый их заметил, –
сказал один.
– Тому, кто увидел в них образ солнца, – сказал другой.
Спор был жаркий, но он не принес облегчения ни одному, ни другому. Кулаки
сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел
завладеть апельсинами во что бы то ни стало. По счастью, проходил мимо
путник – к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:
– Рассуди нас!
– Для чего каждому из вас эти апельсины? – Это все, о чем спросил путник.
– Мне, – сказал один, – нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли
вдоволь ею полакомиться на свадьбе дочери.
– Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на
свадьбу сына, – промолвил другой.
Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека... Глаза
всех троих прояснились, и светом озарились их лица» (притча).
Эта известная история подтверждает факт, что интересы имеют право на
существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Но не
всегда участники спора способны самостоятельно это осознать, и именно
здесь им на помощь приходит медиатор (посредник), в лице которого они
видят авторитетную непредвзятую личность, способную помочь им
взглянуть на существо спора со стороны.
Жизнь ребенка стремительна и разнообразна: в течение дня дети
умудряются несколько раз обидеться, разозлиться, поссориться, подраться,
помириться и забыть о былых обидах. Мириться легко и приятно – об этом
помнят дети, но почему-то совершенно забывают взрослые.
Свидетелями конфликтов мы становимся ежедневно: огрызаются прохожие,
ссорятся стоящие в очередь в магазине покупатели, не уступают друг другу
дорогу водители; суды переполнены заявлениями о рассмотрении дел о
защите чести и достоинства, а в телестудиях респектабельно выглядящие
собеседники завершают разговор кулачными боями. Дети постепенно
привыкают к мысли о том, что потасовка – путь решения проблем, а в жизни
все решает закон выживания, согласно которому уступает не тот, кто не
прав, а тот, кто слабее.
Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем,
путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего
возраста. С этой целью во многих школах России уже организуются службы
примирения (или медиации). С 1 января 2011 года в Российской Федерации
вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (№
193-ФЗ).
Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны,
которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы
конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для
них. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, это
посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс
общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует
стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы,
предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному
соглашению. Медиатор службы примирения, не занимая ничью сторону в
споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по
устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне – за
собственной обидой не забыть о необходимости сохранения в дальнейшем
мирных отношений. Восстановительная медиация направлена на создание
условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые
решения лежит на сторонах-участниках конфликта и в результате которого
происходит
заглаживание
вреда
и
восстановление
отношений,
внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом,
основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия
для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному
восстановительному эффекту примирения и заключению договора. Однако
если в судебной практике медиация – достаточно зарекомендовавшая себя
система, то в сфере образования это пока еще молодое направление
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию
мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком
своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами
и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании
служить Отечеству.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
развитие коммуникативных навыков через занятия, направленные
на развитие общения.
обучение школьников навыкам проведения восстановительных
программ.
просвещение субъектов образовательного процесса
Задачи программы
научить навыкам проведения программ примирения
научить учащихся навыкам бесконфликтного общения через игры.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
34часа,занятия проводятся 1 раз в неделю
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации обучения:
Групповая, индивидуальная, парная
Формы и методы работы:
Лекции,
практическая работа,
тренинги,
обучение процедурам диагностики.
Методики и технологии:
- технология личностно-ориентированного подхода;
- игровые технологии;
- технология деятельностного метода;
- информационно-коммуникативные технологии.
- технология педагогики сотрудничества
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Букварь медиации
5-6 КЛАСС
I Блок.
Введение (1ч)
Знакомство учащихся с процедурой, принципами и целями медиации.
Расширение представлений подростков о содержании работы медиатора.
Выполняются упражнения «Ожидание», «Бутылка с Пиратского корабля»,
«Интервью».
II Блок.
Прикладная конфликтология (10ч)
Расширение представлений о психологической сущности конфликта.
Упражнения «Конфликт по буквам», «Снежинка»
Расширение представлений о причинах конфликта. Упражнения «Если
конфликт это …», составление памятки «Правила бесконфликтного
общения».
Расширение представлений о возможностях управления конфликта на
основе анализа противоречий. Упражнения «Армрестлинг», групповое
проигрывание конфликта.
III Блок.
Технологии медиации, практическая отработка навыков медиатора и
способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего
(посредника) в примирительных сессиях для несовершеннолетних (8ч)
Практическая работа «Техника активного слушания»
Практическая работа «Управление эмоциями»
Задание «Смешные люди» Задание «Превращения». Задание «Грустяшкиулыбашки». Задание «Что мы чувствуем и почему?». Задание
«Комплимент». Задание «Признание в любви». Задание «Плохо - хорошо»
Конфликтная
Притча «Бог и фермер». Конфликт. Конфликтная ситуация. Конфликты на
ценностных основаниях. Конфликты на личностно-психологических
основаниях. Конфликты на ресурсно-средовых основаниях. Двухмерная
модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К
Томаса и Р. Килмен. Конкуренция. Избегание. Приспособление.
Компромисс. Сотрудничество.
Практическая работа: «Работа с конфликтами: между родителями и
детьми»
Ситуация « Подросток не убирает на место свои вещи», «Пропуски уроков
без
уважительных
причин»
,«Карманные
деньги»,«Выбор
профессии»,«Режим
дня»
,«Круг
общения»,
«Школьная
форма»,»Успеваемость»,»Интернет -зависимость»
Практическая работа: «Работа с конфликтами: между педагогом и
учеником»
Ситуация «Пользование на уроке сотовым телефоном»,»Дежурство в
классе»,»Посторонние разговоры на уроке», «Унижение одноклассников во
время урока »,»Незаслуженная двойка»,»Унижение личности ученика »
Практическая работа: «Работа с конфликтами: между учеником и группой
учащихся того же класса»
«Доверие в группе », «Команда и вратарь», «Контрольная работа »,
«Мальчик отказал списать домашнее задание классу», «Нелестный отзыв
одноклассницы об игре одноклассников»,»Вы дежурные, вы и убирайте»,
«Бойкот отличнику»,»СМС оскорбительного характера»
Практическая работа: «Работа с конфликтами: между двумя учениками
одного класса»
Ситуация «Дискриминация ученика из многодетной малообеспеченной
семьи», «Это делать буду я, я - лучше», «Дискриминация по национальному
признаку», «Вор», «Отдай телефон», « Праздничная газета », «Словесное
унижение»
Как эффективно провести переговоры?
Переговоры. Установление зрительного контакта с собеседником.
Расположение к себе собеседника. Воздействие на все органы чувств.
Умение задавать правильные вопросы. Умение слушать и слышать.
Стимулирование принятие решения. Доводы. Работа с аргументами.
Практическая работа: «Отработка техники перефразирования»
Задание «Громче», «Одно из двух», «Отработка техники перефразирования»
IV Блок
Мотивационное решето-2ч
Создание условий для рефлексии собственных личностных качеств,
значимых для выполнения функций медиатора. Упражнения «Качества
медиатора», «Рассказ от имени предмета», «Мотивация медиатора».
V Блок
Процедура обучению диагностики (6ч)
Диагностические методики «Опросник Басса-Дарки для диагностики
агрессивных и враждебных реакций»
Агрессивность. Враждебность. Виды реакций: физическая, косвенная,
раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия,
чувство вины. Опросник. Обработка результатов и интерпретация.
Тест Томаса-Климена для определения доминирующей модели поведения в
конфликтной ситуации.
Изменение традиционного отношения к конфликтам. Инструкция.
Опросник. Обработка результатов и интерпретация.
Диагностики выявления особенностей ведения переговоров «Тест «Как
вести деловые переговоры?»
Инструкция. Оценка результатов.
Тест «Умеете ли вы вести деловые переговоры»
Инструкция. Оценка результатов.
Тест «Моя тактика ведения переговоров»
Инструкция. Оценка результатов.
Тест «Рука» для исследования особенностей личности
Оценочные
категории:
активность,
пассивность,
тревожность,
агрессивность,
директивность,
коммуникация,
демонстративность,
зависимость, физическая дефицитарность (ущербность). Инструкция.
Оценка полученных данных : агрессия, указания, страх, привязанность,
коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная
безличность, пассивная безличность, описание. Описание категорий :
активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность,
коммуникация,
демонстративность,
зависимость,
физическая
дефицитараность.
VI Итоговый блок.
Медиативные техники в разрешении конфликтов (7ч)
Контроль достижений, создание условий для рефлексии участниками
собственных успехов. Итоговая викторина: проверяем теоретическую и
практическую подготовленность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса в 5- 6 -х классах является
формирование следующих умений: формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, осознание уникальности своей
личности,
которая
обладает
индивидуальными
особенностями,
определенными интересами, привязанностями и ценностями; умение давать
оценку своим действиям; ориентация в человеческих качествах, осознание
значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина. У
подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, и других видах деятельности. У подростков
развиваются личная ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, владение основами самоконтроля.
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи, умозаключения и делать выводы.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Знакомство принципами медиации.
1
2
. Что такое конфликт?
1
3
Последствия конфликта
1
4
Из-за чего возникают и развиваются конфликты?
1
5
Стили поведения в конфликте
1
6
Управление конфликтом
1
7
Самоконтроль в конфликте
1
8
Учимся разрешать конфликты
1
9
Общение в конфликте
1
10
Качества, важные для бесконфликтного общения
1
11
Нет конфликтам – да дружбе!
1
12
Практическая работа «Техника активного слушания»
1
13
Практическая работа «Управление эмоциями»
1
14
Конфликтная ситуация
1
15
Практическая работа: «Работа с конфликтами: между
родителями и детьми»
1
16
Практическая работа: «Работа с конфликтами: между
педагогом и учеником»
1
17
Практическая работа: «Работа с конфликтами: между
учеником и группой учащихся того же класса
1
Дата
18
Практическая работа: «Работа с конфликтами: между
двумя учениками одного класса»
1
19
Как эффективно провести переговоры?
Практическая работа: «Отработка техники
перефразирования»
1
20
Каким должен быть «настоящий медиатор»?
1
21
Зачем люди становятся медиаторами? Откуда
медиатору взять столько сил и терпения?
1
22
«Опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных
и враждебных реакций»
1
23
Тест Томаса-Климена для определения доминирующей
модели поведения в конфликтной ситуации.
1
24
«Тест «Как вести деловые переговоры?»
1
25
Тест «Умеете ли вы вести деловые переговоры»
1
26
Тест «Моя тактика ведения переговоров»
1
27
Тест «Рука» для исследования особенностей личности
1
28
Медиативные техники в разрешении конфликтов
1
29
Медиативные техники в разрешении конфликтов
1
30
Медиативные техники в разрешении конфликтов
1
31
Медиативные техники в разрешении конфликтов
1
32
Медиативные техники в разрешении конфликтов
1
33
Медиативные техники в разрешении конфликтов
1
34
Медиативные техники в разрешении конфликтов
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34