МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС
Директор
Заместитель директора
по УВР
________________________
Поплутина Н.М.
Приказ № 37 от «26» 08
2024 г.
________________________
Полковникова С. В.
Протокол №1 от «23» 08
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5909490)
Функциональная грамотность
для обучающихся 5-6 классов
Х. Ганчуков 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Функциональная грамотность
Нормативные документы
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Областнойзаконот14.11.2013№26-ЗС«Об образовании в Ростовской
области»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821- 10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
ФГОС
Устав МБОУ Ганчуковской ООШ;
Основная образовательная программа начального и основного
общего образования
Программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление
содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной
грамотности .
Цель:
формирование функциональной грамотности личности,
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений»
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных.
Содержание
курса
строится
по
основным
направлениям
функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному
мышлению) .В рамках каждого направления в соответствии с возрастными
особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой
распределения учебного материала по классам выделяются ключевые
проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и
креативного мышления .
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—6 классов.
Программа курса рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю, 34 ч
в год.
Реализация программы предполагает использование форм работы,
которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и
исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных
практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны
поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей.
В целом реализация программы вносит вклад внравственное и социальное
формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного
банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные
на
портале
Российской
электронной
школы(РЭШ,https://fg.resh.edu .ru/), портале ФГБНУИСРОРАО (http://skiv
.instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства
«Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность .
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—6 КЛАССОВ
5-6классы
Модуль: Читательская грамотность«Читаем, соединяя текстовую и
графическую информацию»(5ч)
1
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
2
Работаем над проектом(Школьная жизнь)
3
Хотим участвовать в конкурсе(Школьная жизнь)
4
По страницам биографий(Великие люди нашей страны)
5
Мир моего города(Человек и технический прогресс)
Модуль:Естественно-научная грамотность«Наука рядом» (5 ч)
1
Мои увлечения
2
Растения и животные в нашей жизни
3
Загадочны еявления
Модуль: Креативное мышление«Учимся мыслить креативно»(5ч)
Модели и ситуации. Общеепредставлениео креативности(напримерах
простейших заданий ибытовыхситуаций).Зна-комствоссодержательнымии
1
тематическимиобластями
2
Выдвижениеразнообразныхидей.Длячегонужно
выдвигатьразныеидеииварианты.Разные,похожие, одинаковые
3
Выдвижение креативных идей и их доработка. Длячего
нужнынестандартныеидеи.Когдаикому бываютнужныкреативныеидеи
4
Отвыдвижениядодоработкиидей.Создание продукта.Выполнениепроектанаоснове комплексногозадания
5
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнениеитоговойработы
Модуль:Математическаяграмотность«Математикав повседнев-ной жизни» (4
ч)
1
Путешествияиотдых
2
Транспорт
3
Здоровье
4
Домашнеехозяйство
Модуль: Финансовая грамотность «Школафинансовых решений»(4ч)
1
Собираемсязапокупками:чтоважнознать
2
Делаемпокупки:какправильновыбиратьтовары
3
Приобретаемуслуги:знаем,умеем,практикуем
4
Самоеглавноеоправилахповеденииграмотного покупателя
Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+ Математи-ка (2 ч)
1
«Деньги–нещепки,счетомкрепки»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мыотвечаем
запланету.Мыучимсявзаимодействовать изнакомимсяс
глобальнымипроблемами»(5 ч)
1
Мыумеемдружить
2
3
4
Общаемсясодноклассникамииживеминтересно
Какиепроблемыназываютглобальными?Что
значитбытьглобальнокомпетентным?
Можем ли мы решать глобальные проблемы?
Начинаемдействовать.Идея:наматериалезаданий
«Покупаем новое»и «Не выбрасывайте продукты»интеграциясфинансовой
грамотностьюпотеме
«Покупки»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональнойграмотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достиженияконкретных образовательныхрезультатов.
Личностные результаты
осознаниероссийскойгражданскойидентичности
(осознаниесебя,своихзадачисвоегоместавмире);
готовность
к
выполнению
обязанностей
гражданина
иреализацииегоправ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству,
спорту,
технологиям,
боевым
подвигамитрудовымдостижениямнарода;
готовностьксаморазвитию,самостоятельностии
личностномусамоопределению;
осознаниеценностисамостоятельностииинициативы;наличие мотивации
к целенаправленной социально
значимойдеятельности;стремлениебытьполезным,интерес к
социальномусотрудничеству;
проявлениеинтересакспособампознания; стремлениексамоизменению;
сформированностьвнутреннейпозицииличностикакособогоценностногоо
тношенияксебе,окружающимлюдям и жизнивцелом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственноговыбора;
установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач,
осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитиенеобходимыхумений;
осознанный выбор и построение индивидуальной
траекторииобразованияижизненныхплановсучетомличныхиобщественныхин
тересовипотребностей;активноеучастиевжизнисемьи;
приобретениеопытауспешногомежличностногообщения;
готовностькразнообразнойсовместнойдеятельности,активноеучастиевко
ллективныхучебноисследовательских,проектныхидругихтворческихработах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественномуимуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасногоповедениявинтернет-среде.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприродной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей;
осознаниеличнойответственностизасвоипоступкив мире;
готовность
к
действиям
в
условиях
неопределенности,
повышениюуровнясвоейкомпетентностичерезпрактическую деятельность, в
том
числе
умение
учиться
у
другихлюдей,приобретатьвсовместнойдеятельности
новыезнания,навыкиикомпетенцииизопытадругих;
осознаниенеобходимостивформированииновыхзнаний,в
томчислеформулироватьидеи,понятия,гипотезыоб объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных,осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планироватьсвоеразвитие.
Личностные результаты, связанные с формированием эко- логической
культуры:
умение
анализировать
и
выявлять
взаимосвязи
природы,
обществаиэкономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающуюсреду,достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их ре-шения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;осознание своей роли как
гражданина и потре-бителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовностькучастиювпрактическойдеятельности
экологическойнаправленности.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориентацийирасширение
опытадеятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющиеумениеучиться:
— овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями;
— овладение универсальными учебными
коммуникативнымидействиями;
— овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями.Освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности),учебныхмодулейвцелостнуюнаучнуюкартину мира) и
универсальных учебных действий
(познавательные,коммуникативные,регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и
социальнойпрактике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществле- нию
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничестваспедагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательнуюдеятельность;
способностьксовместнойдеятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и
созданиеинформационныхтекстоввразличныхформатах,
в
том
числе
цифровых, с учетом назначения
информации и ее целевой
аудитории.Овладение
универсальнымиучебнымипознавательнымидействиями
Предметные
результаты
освоенияпрограммыосновного
общегообразованияпредставленысучетомспецифики
содержания
предметных
областей,
затрагиваемых
в
ходевнеурочнойдеятельностиобучающихсяпоформированиюи
оценке
функциональнойграмотности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
1
Модуль: Читательская грамотность«Читаем, соединяя
текстовую и графическую информацию»(5ч)
5
2
Модуль:Естественно-научная грамотность«Наука
рядом» (5 ч)
5
3
Модуль:Креативноемышление«Учимсямыслить
креативно»(5ч)
5
4
Модуль:Математическаяграмотность«Математикав
повседнев-ной жизни» (4 ч)
4
5
Модуль: Финансовая грамотность «Школафинансовых
решений»(4ч)
4
6
Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+
Математи-ка (2 ч)
2
7
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения.
Ты, я, мыотвечаем
запланету.Мыучимсявзаимодействовать изнакомимсяс
глобальнымипроблемами»(5 ч)
5
8
Итоговые занятия
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Введение
1
2
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
1
3
Работаем над проектом (Школьная жизнь)
1
4
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)
1
5
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)
1
6
Мир моего города (Человек и технический прогресс)
1
7
Мои увлечения
1
8
Растения и животные в нашей жизни
1
9
Загадочные явления
1
10
Загадочные явления
1
11
Загадочные явления
1
12
Креативное мышление: Модели и ситуации
1
13
Выдвижение разнообразных идей
1
14
Выдвижение креативных идей и их доработка
1
15
От выдвижения до доработки идей
1
16
Диагностика и рефлексия. Самооценка
1
17
Подведение итогов первой части программы. Самооценка результато в
деятельности на занятиях
1
18
Путешествие и отдых
1
19
Развлечения и хобби
1
20
Здоровье
1
21
Домашнее хозяйство
1
22
Собираемся за покупками: что важно знать
1
23
Делаем покупки, как правильно выбирать товары
1
24
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
1
25
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
1
26
«Деньги –не щепки, счетом крепки»
1
27
«Деньги –не щепки, счетом крепки»
1
28
Мы умеем дружить
1
29
Общаемся с одноклассниками и живем интересно
1
30
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально
компетентным?
1
31
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать
1
32
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать
1
33
Итоговое занятие
0
34
Итоговое занятие
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33