Функциональная грамотность 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Директор

Заместитель директора
по УВР

________________________
Поплутина Н.М.
Приказ № 37 от «26» 08
2024 г.

________________________
Полковникова С. В.
Протокол №1 от «23» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5909490)
Функциональная грамотность
для обучающихся 5-6 классов

Х. Ганчуков 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Функциональная грамотность
Нормативные документы
 Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Областнойзаконот14.11.2013№26-ЗС«Об образовании в Ростовской
области»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821- 10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 ФГОС
 Устав МБОУ Ганчуковской ООШ;
 Основная образовательная программа начального и основного
общего образования
Программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление
содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной
грамотности .
Цель:
формирование функциональной грамотности личности,
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений»
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных.
Содержание
курса
строится
по
основным
направлениям
функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному
мышлению) .В рамках каждого направления в соответствии с возрастными

особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой
распределения учебного материала по классам выделяются ключевые
проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и
креативного мышления .
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—6 классов.
Программа курса рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю, 34 ч
в год.
Реализация программы предполагает использование форм работы,
которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и
исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных
практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны
поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей.
В целом реализация программы вносит вклад внравственное и социальное
формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного
банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные
на
портале
Российской
электронной
школы(РЭШ,https://fg.resh.edu .ru/), портале ФГБНУИСРОРАО (http://skiv
.instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства
«Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность .

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—6 КЛАССОВ
5-6классы
Модуль: Читательская грамотность«Читаем, соединяя текстовую и
графическую информацию»(5ч)
1

Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)

2

Работаем над проектом(Школьная жизнь)

3

Хотим участвовать в конкурсе(Школьная жизнь)

4

По страницам биографий(Великие люди нашей страны)

5

Мир моего города(Человек и технический прогресс)

Модуль:Естественно-научная грамотность«Наука рядом» (5 ч)
1

Мои увлечения

2

Растения и животные в нашей жизни

3

Загадочны еявления

Модуль: Креативное мышление«Учимся мыслить креативно»(5ч)
Модели и ситуации. Общеепредставлениео креативности(напримерах
простейших заданий ибытовыхситуаций).Зна-комствоссодержательнымии
1
тематическимиобластями
2

Выдвижениеразнообразныхидей.Длячегонужно
выдвигатьразныеидеииварианты.Разные,похожие, одинаковые

3

Выдвижение креативных идей и их доработка. Длячего
нужнынестандартныеидеи.Когдаикому бываютнужныкреативныеидеи

4

Отвыдвижениядодоработкиидей.Создание продукта.Выполнениепроектанаоснове комплексногозадания

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнениеитоговойработы

Модуль:Математическаяграмотность«Математикав повседнев-ной жизни» (4
ч)
1
Путешествияиотдых
2

Транспорт

3

Здоровье

4

Домашнеехозяйство

Модуль: Финансовая грамотность «Школафинансовых решений»(4ч)
1

Собираемсязапокупками:чтоважнознать

2

Делаемпокупки:какправильновыбиратьтовары

3

Приобретаемуслуги:знаем,умеем,практикуем

4

Самоеглавноеоправилахповеденииграмотного покупателя

Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+ Математи-ка (2 ч)
1

«Деньги–нещепки,счетомкрепки»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мыотвечаем

запланету.Мыучимсявзаимодействовать изнакомимсяс
глобальнымипроблемами»(5 ч)
1
Мыумеемдружить
2
3

4

Общаемсясодноклассникамииживеминтересно
Какиепроблемыназываютглобальными?Что
значитбытьглобальнокомпетентным?
Можем ли мы решать глобальные проблемы?
Начинаемдействовать.Идея:наматериалезаданий
«Покупаем новое»и «Не выбрасывайте продукты»интеграциясфинансовой
грамотностьюпотеме
«Покупки»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональнойграмотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достиженияконкретных образовательныхрезультатов.
Личностные результаты
осознаниероссийскойгражданскойидентичности
(осознаниесебя,своихзадачисвоегоместавмире);
готовность
к
выполнению
обязанностей
гражданина
иреализацииегоправ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству,
спорту,
технологиям,
боевым
подвигамитрудовымдостижениямнарода;
готовностьксаморазвитию,самостоятельностии
личностномусамоопределению;
осознаниеценностисамостоятельностииинициативы;наличие мотивации
к целенаправленной социально
значимойдеятельности;стремлениебытьполезным,интерес к
социальномусотрудничеству;
проявлениеинтересакспособампознания; стремлениексамоизменению;
сформированностьвнутреннейпозицииличностикакособогоценностногоо
тношенияксебе,окружающимлюдям и жизнивцелом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственноговыбора;
установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач,
осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитиенеобходимыхумений;
осознанный выбор и построение индивидуальной
траекторииобразованияижизненныхплановсучетомличныхиобщественныхин
тересовипотребностей;активноеучастиевжизнисемьи;
приобретениеопытауспешногомежличностногообщения;
готовностькразнообразнойсовместнойдеятельности,активноеучастиевко
ллективныхучебноисследовательских,проектныхидругихтворческихработах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественномуимуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасногоповедениявинтернет-среде.

Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприродной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей;
осознаниеличнойответственностизасвоипоступкив мире;
готовность
к
действиям
в
условиях
неопределенности,
повышениюуровнясвоейкомпетентностичерезпрактическую деятельность, в
том
числе
умение
учиться
у
другихлюдей,приобретатьвсовместнойдеятельности
новыезнания,навыкиикомпетенцииизопытадругих;
осознаниенеобходимостивформированииновыхзнаний,в
томчислеформулироватьидеи,понятия,гипотезыоб объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных,осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планироватьсвоеразвитие.
Личностные результаты, связанные с формированием эко- логической
культуры:
умение
анализировать
и
выявлять
взаимосвязи
природы,
обществаиэкономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающуюсреду,достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их ре-шения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;осознание своей роли как
гражданина и потре-бителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовностькучастиювпрактическойдеятельности
экологическойнаправленности.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориентацийирасширение
опытадеятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющиеумениеучиться:
 — овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями;
 — овладение универсальными учебными
коммуникативнымидействиями;
 — овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями.Освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности),учебныхмодулейвцелостнуюнаучнуюкартину мира) и
универсальных учебных действий
(познавательные,коммуникативные,регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и
социальнойпрактике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществле- нию
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничестваспедагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательнуюдеятельность;
способностьксовместнойдеятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и
созданиеинформационныхтекстоввразличныхформатах,
в
том
числе
цифровых, с учетом назначения
информации и ее целевой
аудитории.Овладение
универсальнымиучебнымипознавательнымидействиями
Предметные
результаты
освоенияпрограммыосновного
общегообразованияпредставленысучетомспецифики
содержания
предметных
областей,
затрагиваемых
в
ходевнеурочнойдеятельностиобучающихсяпоформированиюи
оценке
функциональнойграмотности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Модуль: Читательская грамотность«Читаем, соединяя
текстовую и графическую информацию»(5ч)

5

2

Модуль:Естественно-научная грамотность«Наука
рядом» (5 ч)

5

3

Модуль:Креативноемышление«Учимсямыслить
креативно»(5ч)

5

4

Модуль:Математическаяграмотность«Математикав
повседнев-ной жизни» (4 ч)

4

5

Модуль: Финансовая грамотность «Школафинансовых
решений»(4ч)

4

6

Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+
Математи-ка (2 ч)

2

7

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения.
Ты, я, мыотвечаем
запланету.Мыучимсявзаимодействовать изнакомимсяс
глобальнымипроблемами»(5 ч)

5

8

Итоговые занятия

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Введение

1

2

Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)

1

3

Работаем над проектом (Школьная жизнь)

1

4

Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)

1

5

По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

1

6

Мир моего города (Человек и технический прогресс)

1

7

Мои увлечения

1

8

Растения и животные в нашей жизни

1

9

Загадочные явления

1

10

Загадочные явления

1

11

Загадочные явления

1

12

Креативное мышление: Модели и ситуации

1

13

Выдвижение разнообразных идей

1

14

Выдвижение креативных идей и их доработка

1

15

От выдвижения до доработки идей

1

16

Диагностика и рефлексия. Самооценка

1

17

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результато в
деятельности на занятиях

1

18

Путешествие и отдых

1

19

Развлечения и хобби

1

20

Здоровье

1

21

Домашнее хозяйство

1

22

Собираемся за покупками: что важно знать

1

23

Делаем покупки, как правильно выбирать товары

1

24

Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем

1

25

Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя

1

26

«Деньги –не щепки, счетом крепки»

1

27

«Деньги –не щепки, счетом крепки»

1

28

Мы умеем дружить

1

29

Общаемся с одноклассниками и живем интересно

1

30

Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально
компетентным?

1

31

Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать

1

32

Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать

1

33

Итоговое занятие

0

34

Итоговое занятие

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».