МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ганчуковская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Руководитель МС,
Директор
основных классов
Заместитель директора
________________________ по УВР
________________________
[Поплктина Н.М.]
Приказ №37 от «26»
[Постникова Л.П.] ________________________ августа 2024 г.
Протокол №1 от «23»
[Полковникова С.В.]
августа 2024 г.
[Протокол №1 от 26»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматная азбука»
(ID 5650834)
для обучающихся 5-6 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШАХМАТНАЯ АЗБУКА
Нормативные документы
ФЗ «Об образовании в РФ» ( от29.12.2012 № 273-ФЗ)
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской
области»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№189
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «№Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Письмо МОРО «О направлению рекомендаций по составлению учебного плана
образовательных организаций, реализующих основные образовательные
программы начального общего, среднего общего образования, расположенных
на территории Ростовской области, на 2021-2022 учебный год»;
Устав МБОУ Ганчуковской ООШ;
Основная образовательная программа начального и основного общего
образования
Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы
внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А.,
Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго
поколения) М.: Просвещение, 2014.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность
самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в
ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д.Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по
таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся
популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более
серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в
любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Шахматная
азбука
Цель Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
обучить решать комбинации на разные темы;
обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование
умения решать комбинации на различные темы;
научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
развивать
фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных
мастеров;
развивать способность анализировать и делать выводы;
способствовать развитию творческой активности;
развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и
добиваться цели;
сформировать правильное поведение во время игры;
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШАХМАТНАЯ
АЗБУКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия,
но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования
внутреннего плана действий -способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир
шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В
начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать
победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних
пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и
увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных
личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения
игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений,
поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость,
осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это
же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным
потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения
мобилизовать,
и
концентрировать
внимание,
ценить
время,
сохранять
выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но
и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в
душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого,
шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент
развития их творческого мышления.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШАХМАТНАЯ АЗБУКА
Формы проведения: интерактивные игра, беседы, соревнования по шахматам,
викторины.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШАХМАТНАЯ АЗБУКА
5 КЛАСС
Программа “Шахматы, третий год” предназначена для 5-6 класса основной школы.
Материал пятого года обучения сложнее материала первых лет обучения. На
основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех
трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала
заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на
развитие материал.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него.
Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие
фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная
позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о
дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь
детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано
введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более
слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как
правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше
развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику,
который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2
хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр,
позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш
пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые
правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона,
рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее
избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру,
чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
6 КЛАСС
Программа “Шахматы, третий год” предназначена для 5-6 класса основной школы.
Материал пятого года обучения сложнее материала первых лет обучения. На
основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех
трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала
заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на
развитие материал.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него.
Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие
фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная
позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о
дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь
детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано
введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более
слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как
правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше
развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику,
который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2
хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр,
позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш
пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые
правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона,
рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее
избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру,
чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные
(игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции
для игровой практики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и
оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно
расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь
ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
6 КЛАСС
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно
расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь
ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Шахматная партия.
Три стадии
шахматной партии.
Повторение
пройденного
материала
Шахматная партия.
Три стадии
шахматной партии.
Повторение
пройденного
материала
Количество
часов
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Поля.
Горизонталь,
вертикаль,
диагональ, центр.
Ходы шахматных
фигур. Шах, мат,
пат. Начальное
положение.
Просмотр
диафильма
«Приключения в
Шахматной
стране. Первый
шаг в мир
шахмат
Повторение
пройденного
материала.
Просмотр
диафильма
«Приключения в
Шахматной
стране. Первый
шаг в мир
шахмат
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Рокировка.
Превращение
пешки. Взятие на
проходе. Игровая
практика (игра
всеми фигурами
из начального
положения).
Повторение
пройденного
материала
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Просмотр
диафильмов
«Приключения в
Шахматной
стране. Первый
шаг в мир
шахмат» и
«Книга
шахматной
мудрости.
Второй шаг в
мир шахмат».
3
Шахматная партия.
Три стадии
шахматной партии.
Повторение
пройденного
материала
1
Варианты
ничьей. Самые
общие
рекомендации о
принципах
разыгрывания
дебюта. Задания
на мат в один
ход.
Демонстрация
коротких партий.
Дидактические
игры и задания
«Две фигуры
против целой
армии», «Убери
лишние фигуры»,
«Ходят только
Повторение
пройденного
материала
Решение
учебных
положений на
мат в два хода (с
жертвой и без
жертвы
материала).
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
белые»,
«Неотвратимый
мат». Игровая
практика.
4
Шахматная партия.
Три стадии
шахматной партии.
1
Шахматная
нотация.
Обозначение
горизонталей,
вертикалей,
диагоналей,
полей.
Обозначение
шахматных
фигур и
терминов.
Краткая и полная
шахматная
нотация. Запись
шахматной
партии. Ценность
шахматных
фигур. Пример
матования
одинокого
короля. Решение
учебных
положений на
мат в два хода (с
жертвой и без
жертвы
Повторение
пройденного
материала.
Решение
учебных
положений на
мат в два хода (с
жертвой и без
жертвы
материала).
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
материала).
5
6
Шахматная партия.
Три стадии
шахматной партии
Основы дебюта
Двух- и трехходовые
партии.
1
Три стадии
шахматной
партии: дебют,
миттельшпиль,
эндшпиль. Двух
– и трехходовые
партии.
Решение
учебных
положений на
мат в два хода (с
жертвой и без
жертвы
материала
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Двух- и
трехходовые
партии.
Выявление
причин
поражения в них
одной из сторон.
Дидактическое
задание «Мат в
один ход» (на
втором либо
третьем ходу
партии).
Невыгодность
раннего ввода в
игру ладей и
ферзя.
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
7
8
9
Основы дебюта
Невыгодность
раннего ввода в игру
ладей и ферзя.
Основы дебюта Игра
«на мат» с первых
ходов партии.
Детский мат. Защита.
Основы дебюта
Другие угрозы
быстрого мата в
дебюте. Защита.
1
Невыгодность
раннего ввода в
игру ладей и
ферзя.
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Игра «на мат» с
первых ходов
партии. Детский
мат. Защита.
Дидактические
задания «Поставь
детский мат»,
«Защитись от
мата».
Дидактические
задания «Поставь
детский мат»,
«Защитись от
мата».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Вариации на
тему детского
мата. Другие
угрозы быстрого
мата в дебюте.
Защита. Как
отражать
скороспелый
дебютный наскок
противника.
Дидактические
задания «Поставь
Дидактические
задания «Поставь
детский мат»,
«Мат в один
ход», «Защитись
от мата».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
детский мат»,
«Мат в один
ход», «Защитись
от мата».
10
Основы дебюта
«Повторюшкахрюшка»
11
Основы дебюта
Принципы игры в
дебюте. Принцип
быстрейшего
развития фигур.
Темпы. Гамбиты.
12
Основы дебюта
Наказания за
несоблюдение
1
«Повторюшкахрюшка»
(черные
копируют ходы
белых).
Наказание
«повторюшек».
Дидактические
задания «Поставь
мат в один ход
«повторюшке»,
«Выиграй фигуру
у «повторюшки».
Дидактические
задания «Поставь
мат в один ход
«повторюшке»,
«Выиграй фигуру
у «повторюшки».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Принципы игры
в дебюте.
Принцип
быстрейшего
развития фигур.
Темпы. Гамбиты.
Дидактическое
задание «Выведи
фигуру».
Дидактическое
задание «Выведи
фигуру».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Наказания за
несоблюдение
принципа
Дидактические
задания «Мат в
два хода»,
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
принципа
быстрейшего
развития фигур.
13
Основы дебюта
Борьба за центр.
быстрейшего
развития фигур.
«Пешкоедство».
Неразумность
игры в дебюте
одними пешками
(с исключениями
из правила).
Дидактические
задания «Мат в
два хода»,
«Выигрыш
материала»,
«Накажи
«пешкоеда»,
«Можно ли
побить пешку?».
1
Принципы игры
в дебюте. Борьба
за центр. Гамбит
Эванса.
Королевский
гамбит.
Ферзевый
гамбит.
Дидактические
задания «Захвати
центр»,
«Выиграй
фигуру»
«Выигрыш
материала»,
«Накажи
«пешкоеда»,
«Можно ли
побить пешку?».
Дидактические
задания «Захвати
центр»,
«Выиграй
фигуру»
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
14
Основы дебюта
Принципы игры в
дебюте. Рокировка.
Правила рокировки.
15
Основы дебюта
Принципы игры в
дебюте.
Гармоничное
пешечное
расположение.
1
Принципы игры
в дебюте.
Безопасное
положение
короля.
Рокировка.
Дидактические
задания «Можно
ли сделать
рокировку?», «В
какую сторону
можно
рокировать?»,
«Поставь мат в
один ход
нерокированном
у королю»,
«Поставь мат в
два хода
нерокированном
у королю», «Не
получат ли белые
мат, если
рокируют?».
Дидактические
задания «Можно
ли сделать
рокировку?», «В
какую сторону
можно
рокировать?»,
«Поставь мат в
один ход
нерокированном
у королю»,
«Поставь мат в
два хода
нерокированном
у королю», «Не
получат ли белые
мат, если
рокируют?».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Принципы игры
в дебюте.
Гармоничное
пешечное
расположение.
Какие бывают
Дидактические
задания «Чем
бить черную
фигуру?»,
«Сдвой
противнику
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
пешки?
Дидактические
задания «Чем
бить черную
фигуру?»,
«Сдвой
противнику
пешки».
16
Основы дебюта
Связка в дебюте
17
Основы дебюта .
Классификация
дебютов.
18
Основы дебюта Как
изучать дебюты
пешки
1
Связка в дебюте.
Полная и
неполная связка.
Дидактические
задания
«Выиграй
фигуру»,
«Успешное
развязывание»,
«Сдвой
противнику
пешки».
Дидактические
задания
«Выиграй
фигуру»,
«Успешное
развязывание»,
«Сдвой
противнику
пешки».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Очень коротко о
дебютах.
Открытые,
полуоткрытые и
закрытые
дебюты
Очень коротко о
дебютах.
Открытые,
полуоткрытые и
закрытые
дебюты
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Общие советы о
том, как изучать
дебют.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Тренировка в
разыгрывании
дебюта.
19
20
Основы
миттельшпиля.
Самые общие
рекомендации о том,
как играть в
Основы
миттельшпиля.
Понятие о тактике.
Связка в
миттельшпиле.
21
Основы
миттельшпиля.
Двойной удар.
22
Основы
миттельшпиля.
Открытое нападение.
Открытый
материала».
1
Правила
миттельшпиля.
Самые общие
рекомендации о
том, как играть в
миттельшпиле.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Понятие о
тактике.
Тактические
приемы. Связка в
миттельшпиле.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Тактические
приемы. Двойной
удар.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Тактические
приемы.
Открытое
нападение.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
23
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
Открытый
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
Основы
миттельшпиля.
Открытое нападение.
Открытый
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
1
Классическое
наследие.
«Бессмертная»
партия.
«Вечнозеленая»
партия.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Ладья против
ладьи. Ферзь
против ферзя.
Ферзь против
ладьи (простые
случаи).
Дидактические
задания
«Выигрыш
материала»,
«Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода».
Дидактические
задания
«Выигрыш
материала»,
«Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Ладья против
ладьи. Ферзь
против ферзя.
Ферзь против
Ферзь против
слона. Ферзь
против коня.
Ладья против
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
24
Основы эндшпиля.
Ладья против ладьи.
Ферзь против ферзя.
Ферзь против ладьи
(простые случаи).
25
Основы эндшпиля.
Ладья против ладьи.
Ферзь против ферзя.
Ферзь против ладьи
(простые случаи).
26
Основы
эндшпиля.Матовани
е двумя слонами
(простые случаи).
Матование слоном и
конем (простые
случаи).
27
Основы эндшпиля.
Пешка против
короля. Когда пешка
проходит в ферзи без
помощи своего
короля. Правило
ладьи (простые
случаи).
Дидактические
задания
«Выигрыш
материала»,
«Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода».
слона (простые
случаи). Ладья
против коня
(простые
случаи).
Дидактические
задания
«Выигрыш
фигуры», «Мат в
2 хода», «Мат в 3
хода».
1
Матование двумя
слонами
(простые
случаи).
Матование
слоном и конем
(простые
случаи).
Дидактические
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода».
Дидактические
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Пешка против
короля. Когда
пешка проходит
в ферзи без
помощи своего
короля. Правило
Дидактическое
задание
«Квадрат».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
28
29
«квадрата».
«квадрата».
Основы эндшпиля.
Пешка против
короля. Белая пешка
на седьмой и шестой
горизонтали. Король
помогает своей
пешке. Оппозиция.
1
Пешка против
короля. Белая
пешка на
седьмой и
шестой
горизонтали.
Король помогает
своей пешке.
Оппозиция.
Дидактические
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода», «Проведи
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
Дидактические
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода», «Проведи
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Пешка против
короля. Белая
пешка на пятой
горизонтали.
Король ведет
свою пешку за
собой.
Дидактические
задания «Мат в 3
хода», «Проведи
Дидактические
задания «Мат в 3
хода», «Проведи
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Основы эндшпиля.
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
30
31
Основы эндшпиля.
Основы эндшпиля.
Удивительные
ничейные
положения.
1
Пешка против
короля. Белая
пешка на второй,
третьей и
четвертой
горизонтали.
Ключевые поля.
Дидактические
задания
«Проведи пешку
в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
Дидактические
задания
«Проведи пешку
в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Удивительные
ничейные
положения. Два
коня против
короля. Слон и
пешка против
короля. Конь и
пешка против
короля.
Дидактические
задания «Куда
отступить
королем?»,
«Путь к ничьей».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Дидактические
задания «Куда
отступить
королем?»,
«Путь к ничьей».
32
Основы эндшпиля.
Самые общие
рекомендации о том,
как играть в
эндшпиле.
1
Самые общие
рекомендации о
том, как играть в
эндшпиле.
Тактические
приемы.
Открытое
нападение.
Открытый
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Тактические
приемы.
Открытое
нападение.
Открытый
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Тактические
приемы.
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
33
Обобщение.
Повторение
программного
материала
1
Повторение
основных
вопросов курса.
Практическая
игра.
34
Обобщение.
Повторение
1
Повторение
основных
программного
материала
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
вопросов курса.
Практическая
игра.
34
Открытое
нападение.
Открытый
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
6 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Шахматная партия.
Три стадии
шахматной партии.
Повторение
пройденного
материала
Шахматная партия.
Три стадии
шахматной партии.
Повторение
пройденного
материала
Количество
часов
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Поля.
Горизонталь,
вертикаль,
диагональ, центр.
Ходы шахматных
фигур. Шах, мат,
пат. Начальное
положение.
Повторение
пройденного
материала
Просмотр
диафильма
«Приключения в
Шахматной
стране. Первый
шаг в мир
шахмат».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Рокировка.
Превращение
пешки. Взятие на
проходе. Игровая
практика (игра
всеми фигурами
из начального
положения).
Просмотр
диафильмов
«Приключения в
Шахматной
стране. Первый
шаг в мир
Повторение
пройденного
материала
Просмотр
диафильма
«Приключения в
Шахматной
стране. Первый
шаг в мир
шахмат».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
шахмат» и
«Книга
шахматной
мудрости.
Второй шаг в
мир шахмат».
3
Шахматная партия.
Три стадии
шахматной партии.
Повторение
пройденного
материала
1
Варианты
ничьей. Самые
общие
рекомендации о
принципах
разыгрывания
дебюта. Задания
на мат в один
ход.
Демонстрация
коротких партий.
Дидактические
игры и задания
«Две фигуры
против целой
армии», «Убери
лишние фигуры»,
«Ходят только
белые»,
«Неотвратимый
мат». Игровая
практика.
4
Шахматная партия.
1
Шахматная
Повторение
пройденного
материала
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Повторение
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Три стадии
шахматной партии.
Повторение
пройденного
материала
5
Основы дебюта
1
нотация.
Обозначение
горизонталей,
вертикалей,
диагоналей,
полей.
Обозначение
шахматных
фигур и
терминов.
Краткая и полная
шахматная
нотация. Запись
шахматной
партии. Ценность
шахматных
фигур. Пример
матования
одинокого
короля. Решение
учебных
положений на
мат в два хода (с
жертвой и без
жертвы
материала).
пройденного
материала.
Двух- и
трехходовые
партии.
Выявление
Решение
учебных
положений на
мат в два хода (с
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
причин
поражения в них
одной из сторон.
Дидактическое
задание «Мат в
один ход» (на
втором либо
третьем ходу
партии).
Невыгодность
раннего ввода в
игру ладей и
ферзя.
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
6
Основы дебюта
Двух- и трехходовые
партии.
1
Двух- и
трехходовые
партии.
Выявление
причин
поражения в них
одной из сторон.
Дидактическое
задание «Мат в
один ход» (на
втором либо
третьем ходу
партии).
жертвой и без
жертвы
материала
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Невыгодность
раннего ввода в
игру ладей и
ферзя.
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
7
Основы дебюта
Невыгодность
раннего ввода в игру
ладей и ферзя.
8
Основы дебюта Игра
«на мат» с первых
ходов партии.
Детский мат. Защита.
9
Основы дебют
Другие угрозы
быстрого мата в
дебюте. Защита.а
1
Невыгодность
раннего ввода в
игру ладей и
ферзя.
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
Дидактические
задания «Поймай
ладью», «Поймай
ферзя».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Игра «на мат» с
первых ходов
партии. Детский
мат. Защита.
Дидактические
задания «Поставь
детский мат»,
«Защитись от
мата».
Дидактические
задания «Поставь
детский мат»,
«Защитись от
мата».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Вариации на
тему детского
мата. Другие
угрозы быстрого
Дидактические
задания «Поставь
детский мат»,
«Мат в один
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
мата в дебюте.
Защита. Как
отражать
скороспелый
дебютный наскок
противника.
Дидактические
задания «Поставь
детский мат»,
«Мат в один
ход», «Защитись
от мата».
10
Основы дебюта
«Повторюшкахрюшка»
11
Основы дебюта
Принципы игры в
дебюте. Принцип
быстрейшего
ход», «Защитись
от мата».
1
«Повторюшкахрюшка»
(черные
копируют ходы
белых).
Наказание
«повторюшек».
Дидактические
задания «Поставь
мат в один ход
«повторюшке»,
«Выиграй фигуру
у «повторюшки».
Дидактические
задания «Поставь
мат в один ход
«повторюшке»,
«Выиграй фигуру
у «повторюшки».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Принципы игры
в дебюте.
Принцип
быстрейшего
Дидактическое
задание «Выведи
фигуру».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
развития фигур.
Темпы. Гамбиты.
12
13
Основы дебюта
Наказания за
несоблюдение
принципа
быстрейшего
развития фигур.
Основы дебюта
Борьба за центр.
развития фигур.
Темпы. Гамбиты.
Дидактическое
задание «Выведи
фигуру».
1
Наказания за
несоблюдение
принципа
быстрейшего
развития фигур.
«Пешкоедство».
Неразумность
игры в дебюте
одними пешками
(с исключениями
из правила).
Дидактические
задания «Мат в
два хода»,
«Выигрыш
материала»,
«Накажи
«пешкоеда»,
«Можно ли
побить пешку?».
Дидактические
задания «Мат в
два хода»,
«Выигрыш
материала»,
«Накажи
«пешкоеда»,
«Можно ли
побить пешку?».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Принципы игры
в дебюте. Борьба
за центр. Гамбит
Эванса.
Дидактические
задания «Захвати
центр»,
«Выиграй
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Королевский
гамбит.
Ферзевый
гамбит.
Дидактические
задания «Захвати
центр»,
«Выиграй
фигуру»
14
Основы дебюта
Принципы игры в
дебюте. Рокировка.
Правила рокировки.
1
Принципы игры
в дебюте.
Безопасное
положение
короля.
Рокировка.
Дидактические
задания «Можно
ли сделать
рокировку?», «В
какую сторону
можно
рокировать?»,
«Поставь мат в
один ход
нерокированном
у королю»,
«Поставь мат в
два хода
нерокированном
у королю», «Не
фигуру»
Дидактические
задания «Можно
ли сделать
рокировку?», «В
какую сторону
можно
рокировать?»,
«Поставь мат в
один ход
нерокированном
у королю»,
«Поставь мат в
два хода
нерокированном
у королю», «Не
получат ли белые
мат, если
рокируют?».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
получат ли белые
мат, если
рокируют?».
15
16
Основы дебюта
Принципы игры в
дебюте.
Гармоничное
пешечное
расположение.
Основы дебюта
Связка в дебюте
1
Принципы игры
в дебюте.
Гармоничное
пешечное
расположение.
Какие бывают
пешки?
Дидактические
задания «Чем
бить черную
фигуру?»,
«Сдвой
противнику
пешки».
Дидактические
задания «Чем
бить черную
фигуру?»,
«Сдвой
противнику
пешки
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Связка в дебюте.
Полная и
неполная связка.
Дидактические
задания
«Выиграй
фигуру»,
«Успешное
развязывание»,
«Сдвой
противнику
пешки».
Дидактические
задания
«Выиграй
фигуру»,
«Успешное
развязывание»,
«Сдвой
противнику
пешки».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Очень коротко о
дебютах.
Открытые,
полуоткрытые и
закрытые
дебюты
Очень коротко о
дебютах.
Открытые,
полуоткрытые и
закрытые
дебюты
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Общие советы о
том, как изучать
дебют.
Тренировка в
разыгрывании
дебюта.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Правила
миттельшпиля.
Самые общие
рекомендации о
том, как играть в
миттельшпиле.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
20
Основы
миттельшпиля.
Понятие о тактике.
Связка в
миттельшпиле.
1
Понятие о
тактике.
Тактические
приемы. Связка в
миттельшпиле.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
21
Основы
миттельшпиля.
1
Тактические
приемы. Двойной
Дидактическое
задание
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
17
Основы дебюта .
Классификация
дебютов.
18
Основы дебюта Как
изучать дебюты
19
Основы
миттельшпиля.
Самые общие
рекомендации о том,
как играть в
Двойной удар.
22
Основы
миттельшпиля.
Открытое нападение.
Открытый
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
23
Основы
миттельшпиля.
Открытое нападение.
Открытый
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
24
Основы эндшпиля.
Ладья против ладьи.
Ферзь против ферзя.
Ферзь против ладьи
(простые случаи).
удар.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
«Выигрыш
материала».
1
Тактические
приемы.
Открытое
нападение.
Открытый
(вскрытый) шах.
Двойной шах.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Классическое
наследие.
«Бессмертная»
партия.
«Вечнозеленая»
партия.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Ладья против
ладьи. Ферзь
против ферзя.
Ферзь против
ладьи (простые
случаи).
Дидактические
Дидактические
задания
«Выигрыш
материала»,
«Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
задания
«Выигрыш
материала»,
«Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода».
25
26
Основы эндшпиля.
Ладья против ладьи.
Ферзь против ферзя.
Ферзь против ладьи
(простые случаи).
Основы
эндшпиля.Матовани
е двумя слонами
(простые случаи).
Матование слоном и
конем (простые
случаи).
1
Ладья против
ладьи. Ферзь
против ферзя.
Ферзь против
ладьи (простые
случаи).
Дидактические
задания
«Выигрыш
материала»,
«Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода».
Ферзь против
слона. Ферзь
против коня.
Ладья против
слона (простые
случаи). Ладья
против коня
(простые
случаи).
Дидактические
задания
«Выигрыш
фигуры», «Мат в
2 хода», «Мат в 3
хода».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Матование двумя
слонами
(простые
случаи).
Матование
слоном и конем
(простые
случаи).
Дидактические
Дидактические
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода».
1
Пешка против
короля. Когда
пешка проходит
в ферзи без
помощи своего
короля. Правило
«квадрата».
Дидактическое
задание
«Квадрат».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
28
Основы эндшпиля.
Пешка против
короля. Белая пешка
на седьмой и шестой
горизонтали. Король
помогает своей
пешке. Оппозиция.
1
Пешка против
короля. Белая
пешка на
седьмой и
шестой
горизонтали.
Король помогает
своей пешке.
Оппозиция.
Дидактические
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода», «Проведи
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
Дидактические
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода», «Проведи
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
29
Основы эндшпиля.
1
Пешка против
Дидактические
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
27
Основы эндшпиля.
Пешка против
короля. Когда пешка
проходит в ферзи без
помощи своего
короля. Правило
«квадрата».
короля. Белая
пешка на пятой
горизонтали.
Король ведет
свою пешку за
собой.
Дидактические
задания «Мат в 3
хода», «Проведи
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
30
Основы эндшпиля.
1
Пешка против
короля. Белая
пешка на второй,
третьей и
четвертой
горизонтали.
Ключевые поля.
Дидактические
задания
«Проведи пешку
в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
задания «Мат в 3
хода», «Проведи
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
Дидактические
задания
«Проведи пешку
в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
7
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
31
Основы эндшпиля.
Удивительные
ничейные
положения.
Удивительные
ничейные
положения. Два
коня против
короля. Слон и
пешка против
короля. Конь и
пешка против
короля.
Дидактические
задания «Куда
отступить
королем?»,
«Путь к ничьей».
Дидактические
задания «Куда
отступить
королем?»,
«Путь к ничьей».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
1
Самые общие
рекомендации о
том, как играть в
эндшпиле.
Дидактические
задания «Мат в 2
хода», «Мат в 3
хода», «Проведи
пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить
королем?».
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Повторение
основных
вопросов курса.
Практическая
игра.
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
7
Повторение
https://resh.edu.ru/?ysclid=m1kfhr75rw73991039
1
32
Основы эндшпиля.
Самые общие
рекомендации о том,
как играть в
эндшпиле.
33
Обобщение.
Повторение
программного
материала
1
Повторение
основных
вопросов курса.
Практическая
игра.
34
Обобщение.
1
Повторение
Повторение
программного
материала
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
основных
вопросов курса.
Практическая
игра.
34
основных
вопросов курса.
Практическая
игра.
7