Занимательная биология 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Отдел образования администрации Пролетарского района
МБОУ Ганчуковская ООШ Пролетарского района Ростовской области

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Директор

Заместитель директора
по УВР

________________________
Поплутина Н.М.
Приказ № 37от «26» 08
2024 г.

________________________
Полковникова С.В.
Протокол №1от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5970578)
Занимательная биология
для обучающихся 5-6 классов

Х. Ганчуков 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
 Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря . № 273ФЗ).
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
 Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 ФГОС
 Устав МБОУ Ганчуковской ООШ;
 Основная образовательная программа начального и основного общего образования

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся 5 и 6 классов, особенностью которых является
активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся
включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие
её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения,
работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать
в диалог и т. д.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и
практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу
введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это
дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память,
развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной
деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология»
реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности
учащихся в биологической деятельности;
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления
направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая
реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений
живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального
творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую
активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности
природы, объединение и организация досуга учащихся.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также
научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в
неделю, в год – 34 ч
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конкурсы, викторины,экскурсии. круглые столы. лекции,конференции

Содержание курса
1. Интересный мир биологии (25ч)
По страницам Красной книги.
Биологическая викторина.
Легенды о цветах.
Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Викторина «Час цветов».
Виртуальная экскурсия в археологический музей.
Экологический турнир «В содружестве с природой».
Викторина о птицах.
Оформление коллажа «Братья наши меньшие».
Самые «печальные» страницы из жизни животных.
Взаимоотношения животных.
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Кое – что о внешнем виде животных.
Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера.
Организм и среда обитания.
Культурные растения.
Комнатные растения.
Лекарственные растения.
Съедобные и ядовитые растения.
Флора и фауна водоёмов.
Флора и фауна леса.
Флора и фауна луга.
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3ч)
Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
3. Познаем себя (6 ч)
Определение норм рационального питания.
Определение темперамента.
Оказание первой медицинской помощи.
Приготовление фитонапитков.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
Круглый стол « Экология моей местности»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов:
Личностные результаты обучения:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования, с учетом программы воспитания:
Патриотическое воспитание:
 отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
 Гражданское воспитание:
 готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
 готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
норм экологической культуры;
 понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине
и биологии.
 Эстетическое воспитание:
 понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
 ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
 понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
 развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности.
 Формирование культуры здоровья:
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
 сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием.

Трудовое воспитание:
 активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому
изучению профессий, связанных с биологией.
 Экологическое воспитание:
 ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
 осознание экологических проблем и путей их решения;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 адекватная оценка изменяющихся условий;
 принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;
 планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.

Метапредметные результаты обучения:
 учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст
учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками,
анализировать и оценивать информацию;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий;
 формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
 роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
 различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;













выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов
в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-6 КЛАССЫ
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Интересный мир биологии

25

2

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

3

3

Познаем себя

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

По страницам Красной книги.

1

2

Биологическая викторина

1

3

Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

1

4

Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

1

5

Викторина «Час цветов».

1

6

Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник
«Танаис».

1

7

Легенды о цветах.

1

8

Экологический турнир «В содружестве с природой».

1

9

Викторина о птицах

1

10

Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

1

11

Самые «печальные» страницы из жизни животных.

1

12

Взаимоотношения животных.

1

13

Способы защиты животных.

1

14

Самые быстрые, ловкие, сильные.

1

15

Кое – что о внешнем виде животных.

1

16

Великаны и лилипуты животного мира.

1

17

Человек и биосфера.

1

18

Организм и среда обитания.

1

19

Культурные растения.

1

20

Комнатные растения

1

21

Лекарственные растения

1

22

Ядовитые растения

1

23

Флора и фауна

1

24

Флора и фауна

1

25

Флора и фауна

1

26

Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

1

27

Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

1

28

Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

1

29

Определение норм рационального питания.

1

30

Определение норм рационального питания.

1

31

Оказание первой медицинской помощи.

1

32

Оказание первой медицинской помощи.

1

33

Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

1

34

Круглый стол «Экология моей местности»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».